Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Восприятие формы, величины, цвета предметов

Выделение формы, величины, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта.

Адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов возникает только на основе многократного применения на практике различных способов, проб и приме-риваний , сравнений самых разных объектов в самых разных ситуациях, овладения умением вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов. Знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (длинный-короткий , высокий-низкий , толстый-тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) изначально происходит посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития распознавание формы, величины и цвета достигается путем соотнесения свой ств пр едметов с уже усвоенными эталонами.

Рассмотрим основные методические подходы к формированию эталонных представлений о форме, величине, цвете предметов.

Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета. Первые представления о форме закладываются в дошкольном возрасте в следующей последовательности: различение самих форм, различение названий форм и лишь затем - самостоятельное называние. Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением ребенка мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделированию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических фигур (внимание обращается на то, что треугольник, прямоугольник, овал и другие фигуры бывают разного размера: побольше или поменьше, подлиннее или покороче и т.д.).

Восприятию формы независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления элементов фигур и др. Особое внимание следует при этом уделить обучению моделирующим движениям - обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей.

Данные умения формируются в играх и упражнениях на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах, и др. Кроме того, развитие данных навыков происходит в процессе рисования и конструирования.

Приведем примеры игр и упражнений.

Найди пару

Цель: различение геометрических фигур.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два комплекта геометрических фигур, один из которых вырезан из толстого материала (оргстекло, фанера), другой - из более тонкого (картон).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке оба экземпляра той фигуры, которую назвал педагог.

Каждую фигуру - на свое место

Цель: различение геометрических фигур.

Оборудование: набор геометрических фигур; таблица с изображением геометрических фигур.

Содержание: ребенку предлагается разложить шаблоны геометрических фигур в том порядке, в котором они изображены на таблице, а затем назвать их.

Найди предмет указанной формы

Цель: определение формы предметов.

Оборудование: набор геометрических фигур; картинки с изображением предметов различной формы.

Содержание: ребенку предлагается, поочередно называя геометрические фигуры, найти картинки с изображением предметов, похожих на них по форме.

Определи форму предмета

Цель: определение формы предметов.

Оборудование: перфокарта с прорезями геометрических фигур; картинки с изображением электроприборов и мебели (телевизор, магнитофон, торшер, стол, кровать и др.).

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком картинки с изображением предметов. Ребенку предлагается в соответствующую прорезь перфокарты вписать название предмета, изображение которого похоже на данную геометрическую фигуру.

Из каких фигур состоит машина?

Цель: выделение геометрических фигур в конструкции предметов.

Оборудование: картинка с изображением машины, состоящей из геометрических фигур.

Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, какие геометрические фигуры и в каком количестве включены в конструкцию машины.

Коврик

Цель: выделение отдельных геометрических фигур. Оборудование: коврик, состоящий из геометрических фигур; набор геометрических фигур.

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком коврик и дает ему набор фигур. Ребенку предлагается рассмотреть коврик, а затем среди элементов набора найти фигуру, которой нет на коврике.

Какая фигура лишняя?

Цель: различение геометрических фигур. Оборудование: наборы геометрических фигур. Содержание:- педагог раскладывает перед ребенком ряды геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить свое решение.

Составь целое из частей

Цель: обучение конструированию из геометрических фигур по образцу.

Оборудование: образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур; набор геометрических фигур.

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.

Можно попросить ребенка составить конструкцию по памяти или по описанию.

Волшебный замок

Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.

Оборудование: картинка с изображением замка.

Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, из каких геометрических фигур состоит изображенный замок.

Определи правильно Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.

Оборудование: конструкция, нарисованная на листе бумаги и состоящая из множества разных треугольников; вырезанный из бумаги треугольник; чистый лист бумаги; карандаш.

Содержание: педагог кладет перед ребенком нарисованную конструкцию и треугольник. Ребенку предлагается найти на рисунке такой же треугольник, а затем расположить его на листе бумаги так, как показано на рисунке, и обвести карандашом.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей