Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Моторика и графомоторные навыки

Моторика - это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику.

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков:

скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности;

недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.

Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Известно, что в основе любого действия - видения, слышания , говорения, письма, чтения - лежат так называемые базовые схемы-движения. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

Итак, ответ на вопрос Зачем и в каком объеме педагогу-психологу нужно заниматься моторикой? очевиден: развитием крупной и мелкой моторики педагог-психолог занимается в том объеме, который необходим для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и объектов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, с возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе; ориентируются в схеме собственного тела и т.д.

При этом познание происходит на основе разного по модальности восприятия (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи.

Приведем примеры упражнений с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание):

подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками, одной рукой;

будары мячом о стену и ловля его двумя руками, одной рукой;

^подбрасывание воздушного шара вверх и удерживание его в воздухе как можно дольше;

ходьба по начерченной на полу линии;

прыжки попеременно на одной и на другой ноге;

прыжки на двух ногах с продвижением вперед;

повороты туловища вправо и влево;

подлезание под натянутой веревочкой;

бег на коленках (четвереньках);

метание в цель различных предметов (мяч, стрелы, кольца, мешочки с песком).

Возможно использование игр малой и средней подвижности с элементами основных движений (Дартс , Кегли и др.).

Кроме того, двигательные упражнения используются для формирования такого компонента учебной деятельности, как саморегуляция . Отметим, что у детей с интеллектуальной недостаточностью этот компонент формируется только в результате специального обучения.

Приведем примеры усложняющихся заданий, способствующих выработке саморегуляции .

Вариант 1:

присядь и возьми мяч - выпрямись;

присядь и возьми мяч - выпрямись - потянись вверх, подняв мяч над головой;

присядь и возьми мяч - выпрямись - потянись вверх, подняв мяч над головой - опусти мяч до груди и брось его в кольцо.

Вариант 2:

поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед;

поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево;

поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад;

поставь руки на пояс - сделай один шаг вперед - два шага влево - один шаг назад - опусти руки.

Чем сложнее инструкция (много звеньев, трудные движения), тем больше ошибок и неточностей допускают дети.

Процесс обучения целенаправленному выполнению инструкций, а точнее сказать - произвольной регуляции движений самим ребенком, включает несколько обязательных компонентов:

повторение инструкции не только педагогом, но и ребенком;

объяснение (в отдельных случаях - показ) ребенком тех движений, которые предстоит выполнить;

установки педагога на точность, красоту и четкость выполнения;

по окончании выполнения - рассказ ребенка о том, какие действия и в какой последовательности он выполнил;

- самооценка ребенка точности выполнения инструкции.

Отметим, что на результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных физкультурных пособий и атрибутов, использование игровых и соревновательных элементов.

Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координацию разных частей тела (например, позу туловища и наклон головы при письме).

Приведем примеры таких упражнений:

перекладывание и перебрасывание мяча из руки в руку;

подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной рукой;

метание в цель, выполняемое на ограниченной поверхности (например, из начерченного круга);

упражнения в равновесии (ходьба по скамейке и т.д.); упражнения с гимнастическими пособиями (мяч, обруч, кегли и др.).

Под термином тонкая моторика понимаются высоко-дифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях - это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата, В настоящее время доказана зависимость развития речи и интеллекта в целом от степени сформированности тонких движений рук.

Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости, недостаточной четкости и координированности движений пальцев и кистей рук. Это особенно заметно в таких видах деятельности, как ручной ТРУД рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором, пазлами ), при выполнении бытовых манипуляторных действий: шнуровка, завязывание бантов и др.

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера - на нитку с иголкой;

сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

доставание бусинок ложкой из стакана;

складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

продевание нитки в иголку;

пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

стирание ластиком нарисованных предметов;

капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

надевание и снимание колечка (массаж пальцев);

втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

нахождение спрятанных предметов в сухом бассейне с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках);

сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков);

игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей