Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Организация коррекционно-развивающей сенсорной среды занятий

Под коррекционно-развивающей сенсорной средой занятий мы подразумеваем специально организованную предметно-пространственную среду: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия. Основные требования к предметно-развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Учитывая существующие в психологии подходы к формированию психических функций, мы условно разделили весь используемый дидактический материал для проведения работы по сенсорному развитию на несколько групп:

функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, пирамидки, почтовые (проблемные) ящики, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори , на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши-формы, объекты для сериации , предметы-головоломки и др.);

  полифункциональные материалы - объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;

игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, а именно - спортивный инвентарь для развития крупной моторики: мячи, кольцебросы , обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.; для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, орешки, зерна, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и коробки, банки, лотки для их раскладывания; различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы, наборы веревочек и лент и др.;

природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые способствуют не только овладению познавательными средствами (свойства, качества, величина и др.), но и стимулируют развитие координации руки и глаза, мелкой моторики ребенка;

оборудование для занятий музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и др.;

оснащение для арттерапии : различные куклы и игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования - игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры - своеобразные знаки пространства -и гровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);

иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.);

наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;

нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., то есть материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;

материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий).

В настоящее время существует большое разнообразие дидактических игрушек и игровых пособий, стимулирующих зрительное, тактильное, обонятельное ощущения, слуховое восприятие. Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность. Гармоничность сочетания разных форм, контрастных величин, разнообразие фактуры и цветовой гаммы разных пособий в оформлении сенсорных уголков вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать, оперировать с ними, а значит - познавать.

Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Все сенсорные дидактические игры условно можно разделить на две подгруппы:

игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;

игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений; учатся сравнивать, группировать, исключать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению. В игре воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, обогащается эмоциональная сфера, совершенствуются коммуникативные навыки. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию; дает возможность индивидуализировать работу с каждым ребенком с учетом его умственных и психофизических способностей. Педагог может предложить одну и ту же игру для нескольких возрастных групп, применяя при повторении более сложный ее вариант.

Методика применения дидактических игр заключается в предварительном ознакомлении детей с содержанием и правилами игры, рассматривании используемых дидактических пособий. Сложную по содержанию игру можно объяснить поэтапно. Результат игры должен быть хорошо понятен детям; по окончании необходимо подвести итоги. Также следует помнить, что дети с интеллектуальной недостаточностью из-за свойственной им неуверенности нуждаются в постоянной помощи, одобрении своих действий.

Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей