Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Восприятие пространственных отношений

Существующие отношения и взаимосвязи между предметами и явлениями принято считать их пространственными характеристиками. При этом различаются следующие параметры: величина предметов и их изображений (схем), форма, протяженность, расположение предметов относительно воспринимающего объекта и относительно друг друга, объемность.

Пространственная ориентировка - это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов; кроме того, требуется определенный уровень развития аналитико-синтетического мышления.

Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:

ориентироваться в схеме собственного тела;

определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве;

моделировать пространственное расположение предметов;

определять направление, двигаться в заданном направлении и изменять его;

ориентироваться на поле листа бумаги.

При этом очень важно научиться понимать значение слов и использовать соответствующую терминологию (далеко-близко, здесь-там , верх-низ, справа-слева , впереди-сзади , вокруг, в стороне и др.) .

Рассмотрим основные методические подходы к развитию навыков пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребенок, рассматривая в зеркале свое отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его частей: рук (ладони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры.

Мое тело

Цель: формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела.

Содержание: педагог показывает на ребенке части тела (туловище, голова, руки, ноги) и называет их. Выясняется, где у человека на туловище находится голова (вверху), ноги (внизу), руки (по бокам - справа и слева).

Затем ребенку предлагается показать правые и левые части тела: правый глаз, правое ухо, левую щеку, правую руку, левую ногу и т.д.

Для обеспечения большей наглядности можно повязать на правую руку ребенка ленту.

Покажи правильно

Цель: закрепление ориентировки в схеме собственного тела.

Оборудование: кукла.

Содержание: педагог в быстром темпе показывает на кукле части тела (левая нога, правая рука, левая щека и т.д.). Дети показывают ту же часть на себе.

Детям также можно предложить выбрать водящего, который показывает на себе части тела, а остальные участники их называют. Возможен еще один вариант: водящий называет одну из частей тела, дети показывают ее на себе.

Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребенка. Педагог объясняет: У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали свое название - правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?.

Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук:

Покажите, какой рукой вы рисуете, пишете, едите. В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. Как называема та рут? (следует показ).

Наденьте на правую (левую) руку браслет.

Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую.

Подбросьте мяч правой рукой.

Переложите кубик левой рукой. И т.д.

Приведем примеры дидактических игр.

Найди пару

Цель: различение правой и левой сторон тела.

Оборудование: несколько пар варежек, перчаток, сапожек, туфелек и т.п.

Содержание: ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).

Какая рука

Цель: различение правой и левой сторон тела человека в зеркальном отображении.

Оборудование: сюжетные картинки.

Содержание: ребенку предлагается определить по картинке, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка, какой рукой здороваются мужчины и т.д.

Можно попросить ребенка объяснить действия педагога, который, стоя перед ними, поочередно выполняет движения правой (левой) рукой (ногой).

Незаконченные изображения

Цель: различение правой и левой сторон в зеркальном отображении.

Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (у собаки не нарисована правая лапа, у кошки - левое ухо и т.д.).

Содержание: детям предлагается дорисовать недостающие части тела, а затем назвать их, используя пространственную терминологию.

Таким образом, благодаря многократным действиям правой (у левшей - левой) руки у ребенка вырабатываются зрительно-двигательные связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего пространства.

Ориентировка в пространстве начинается с дифференциации отношений предметов и их частей по вертикали (на , над, под, вверху, сверху, внизу и т.д.,).

На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства - позиции близости: близко, ближе, далеко, дальше. Освоение данного пространства начинается с положений рядом, около; в дальнейшем разбираются отношения (и словесное обозначение) таких отношений, как за (позади, сзади), перед (впереди, спереди), а затем делается упор на право- и левостороннюю ориентировку (справа, слева).

Используются следующие задания:

поднять правую руку вверх - опустить - повернуться направо;

поднять левую руку вверх - опустить - повернуться налево;

вытянуть руки вперед - сделать шаг вперед;

спрятать руки назад, за спину - сделать шаг назад и т.д.

Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найти спрятанные игрушки):

Вперед пойдешь - куклу найдешь. Назад пойдешь - медвежонка найдешь. Вправо пойдешь - мяч найдешь. Влево пойдешь - машину найдешь.

Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?

Необходимым условием развития ориентировки в пространстве является осознание детьми двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Приведем примеры игр и упражнений.

Пустыня

Цель: осознание диапазона движений в нижней зоне пространства.

Содержание: дети имитируют движения и позы обитателей пустыни (змеи, скорпиона, суслика и др.).

Царство животных

Цель: осознание диапазона движений в средней зоне пространства.

Содержание: ребенку предлагается выбрать любое животное, которое нравится ему больше всего, и продемонстрировать его своеобразный танец. Потом ребенок выбирает образ другого животного, упражнение возобновляется.

Царство птиц

Цель: осознание диапазона движений в верхней зоне пространства.

Содержание: ребенку предлагается изобразить движения птицы (синицы, орла, лебедя и др.).

Определение удаленности предметов по отношению к самому ребенку целесообразно проводить в процессе измерения расстояния до нужного объекта веревочкой, палочкой, шагами (в дальнейшем - метром).

Приведем примеры игр.

Что дальше, что ближе к нам

Цель: развитие глазомера и ориентировки в пространстве относительно собственного местоположения.

Оборудование: метровая измерительная линейка или условные мерки (палочка, веревочка и др.).

Содержание: дети отвечают на вопрос Что дальше (ближе) к нам в комнате?, а потом проверяют с помощью метра или условных мерок правильность ответа.

Назови самые высокие и самые низкие предметы

Цель: развитие глазомера; применение условных мерок для измерения.

Оборудование: метровая измерительная линейка или условные мерки (палочка, веревочка и др.).

Содержание: дети отвечают на вопрос Какие самые высокие (низкие) предметы в комнате? и объясняют, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью метра или условных мерок.

Спереди - сзади

Цель: различение пространственных понятий спереди-сзади .

Содержание: педагог просит ребенка назвать предметы, находящиеся перед ним, то есть спереди, а затем - расположенные сзади. Данную ситуацию можно организовать, специально расположив ряд предметов спереди и позади ребенка.

Откуда звучит голос

Цель: развитие навыков ориентирования в горизонтальном пространстве.

Содержание: одному из детей предлагается встать спиной к остальным участникам и по слуху определить, чей звучит голос и откуда (справа, слева, сзади, близко за спиной, далеко в правом углу комнаты и т.д.).

Следующий этап работы над пространственной ориентировкой - формирование квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью и т.д.) И их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы, отчетов о совершенных действиях, планирования предстоящей практической деятельности. Навыки пространственной ориентировки позволяют определить местоположение человека в трехмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчета (точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет из окружающей обстановки).

Приведем примеры игр и упражнений.

Где что лежит

Цель: формирование понимания пространственных отношений между предметами; использование в речи пространственной терминологии.

Оборудование: различные предметы.

Содержание: педагог раскладывает предметы на столе, под столом, около стола и т.д. и предлагает ребенку сказать, где находится каждый предмет.

Можно попросить ребенка самому расположить предметы по инструкции педагога, объясняя при этом свои действия. Задание можно усложнить, предложив ребенку, используя схему с изображением геометрических фигур, расставить на столе предметы, соответствующие им по форме, по ходу выполнения объясняя свои действия.

Выполни задание

Цель: формирование умения определять пространственные отношения с помощью употребления предлогов.

Оборудование: различные предметы.

Содержание: ребенку предлагается расположить предметы в пространстве по инструкции педагога - положить книгу на стол, поставить ведерко под стол, поставить стул около стола, положить игрушку в шкаф и т.д.

Головоломка

Цель: развитие навыков ориентировки в пространственных отношениях между предметами.

Оборудование: лист ватмана с изображением последовательности предметов мебели и элементов букв, часть из которых повторяются; лист бумаги и карандаш (для каждого участника).

Содержание: детям предлагается выполнить следующие задания: переписать элементы букв, находящиеся перед рисунком стола, позади шкафа и др., а затем определить, в каких буквах есть эти элементы.

Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу (например, расстановка кукольной мебели, сервировка игрушечного стола и т.д.).

Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т.д.) также требует специального обучения.

Автомобили

Цель: развитие навыков ориентировки в пространстве.

Содержание: по сигналу педагога дети начинают двигаться в различных направлениях, изображая автомобили и периодически изменяя направление движения и скорость.

Можно предложить детям поставить свой автомобиль на автостоянку, пользуясь схемой маршрута.

Твой путь в школу

Цель: описание схемы маршрута с использованием пространственной терминологии.

Содержание: ребенку предлагается рассказать, как он идет в школу (в магазин, в парк и т.д.), используя при этом пространственную терминологию. В процессе рассказа педагог уточняет у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и т.д.

Фигуры высшего пилотажа

Цель: моделирование пространственных отношений на плоскости.

Оборудование: фланелеграф , модель самолета.

Содержание: моделью самолета педагог выполняет на фланелеграфе разные фигуры, меняя направление движения. Дети объясняют изменение маршрута, используя пространственную терминологию.

Моделью самолета может управлять и один из детей, остальные участники объясняют изменения маршрута движения. Можно предложить ребенку представить себя в роли летчика, который ведет самолет, используя для этого схему маршрута полета.

Следопыты

Цель: развитие навыков ориентировки по схеме пространства (комнаты, парка, стадиона).

Оборудование: рисунок-схема определенного пространства (комнаты, улицы).

Содержание: детям предлагается найти спрятанную в комнате игрушку, используя для этого рисунок-схему.

Можно предложить одному из детей спрятать игрушку и составить рисунок-схему комнаты с указанием места, где она находится, а затем остальным участникам - найти игрушку. По тем же правилам игра может проводиться на улице, в парке, во дворе и т.д.

Разведчики

Цель: определение направления и его изменение по инструкции.

Оборудование: лист бумаги с донесением.

Содержание: по устной или письменной инструкции педагога дети находят спрятанное в тайнике важное донесение.

Пример инструкции:

Встаньте у окна, повернувшись к нему спиной,

Сделайте 5 шагов вперед и 3 шага влево.

Повернитесь налево.

Внимательно осмотрите все, что находится впереди на уровне ваших глаз. Что вы видите необычного?

Расставь мебель в кукольной комнате

Цель: развитие навыков ориентировки по плану;

соотнесение схематического изображения предметов с реальными предметами.

Оборудование: набор кукольной мебели, рисунок - план комнаты.

Содержание: педагог объясняет, что для куклы Кати купили новую мебель и предлагает детям помочь ей расставить эту мебель, используя план комнаты. Детям демонстрируется план и выясняется, какую мебель обозначают условные контуры. Затем дети расставляют мебель по плану комнаты, объясняя при этом свои действия.

Особое внимание в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа.

Используются задания:

расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола);

рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки нарисованы слева, что нарисовано в центре и т.д.;

составить из разрезанной на части предметной или сюжетной картинки целую по образцу и без него.

В процессе выполнения данных заданий детям нужно усвоить следующее: лист бумаги (любого размера и по-разному расположенный) - это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры (верх и низ, середину и стороны, центр и углы); на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.

Приведем примеры игр и упражнений.

Что где находится

Цель: развитие навыков ориентировки на плоскости листа по готовому изображению.

Оборудование: лист бумаги с изображениями различных предметов, расположенных в разных его частях. Содержание: ребенку предлагается назвать предметы, изображенные в середине листа, в левом верхнем углу, в правом нижнем, посередине верхнего края листа и т.д.

В качестве оборудования можно использовать таблицу с изображениями геометрических фигур разного размера и цвета.

Внимательно слушай и рисуй

Цель: закрепление навыков ориентировки на плоскости листа.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Содержание: педагог называет геометрические фигуры с указанием их места расположения на листе (например: слева вверху нарисовать прямоугольник, справа от него -к вадрат, в центре - круг и т.д.). Ребенок выполняет рисунок согласно инструкции.

Предварительно разделив лист на четыре части путем сгибания, можно дать следующую инструкцию: В верхнем правом углу нарисуй треугольник, в нижнем левом углу - круг и т.д. Задание можно усложнить, указав ребенку не только геометрическую фигуру и ее месторасположение на листе, но и цвет.

Самый внимательный

Цель: различение горизонтальных и вертикальных направлений.

Оборудование: таблица с шестью рядами по шесть букв.

Содержание: ребенку предлагается выписать все согласные буквы, например, из второго горизонтального ряда, все гласные из третьего вертикального ряда и т.д.

Графический диктант

Цель: развитие навыков ориентировки на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги в клеточку, карандаш.

Содержание: ребенок ставит карандаш на исходную точку на пересечении линий клеток и по инструкции педагога чертит: две клетки вправо, одну клетку вниз и т.д.

Можно использовать готовый образец узора, который в течение короткого времени демонстрируется ребенку, а затем ему предлагается начертить такой же.

Лабиринты

Цель: развитие навыков ориентировки в схемах соединения двух объектов на листе бумаги. Оборудование: рисунки лабиринтов.

Содержание: ребенку предлагается найти оптимальные пути соединения двух изображенных объектов.


Итак, подчеркнем, что формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе:

действий по подражанию взрослому - ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном ;

действий по готовому образцу - самостоятельный анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций к идентичным незнакомым и далее - к созданию вариативных, новых ситуаций;

действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;

самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов.

При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой является вербализация деятельности.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей