Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Игры для восприятия температурных различий

Четыре времени года

Цель: закрепление знаний о температурных явлениях в разное время года.

Оборудование: репродукции картин с пейзажами разных времен года (сюжетные картинки с изображением четырех времен года).

Содержание: детям предлагается рассмотреть репродукции картин и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? Холодно? Жарко?

Какой предмет

Цель: различение температурных состояний окружающих предметов.

Оборудование: картинки или натуральные предметы (например: снег, мороженое, лед; батарея, грелка, руки; утюг, огонь, чайник, печка).

Содержание: педагог показывает картинку, а ребенок говорит, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Холодный, теплый, горячий

Цель: оживление в памяти температур окружающих предметов и явлений.

Оборудование: картинки (например: утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

Содержание: педагог предлагает ребенку разложить картинки на три группы: теплые, горячие и холодные предметы.

Кувшины

Цель: определение на ощупь температурных состояний воды.

Оборудование: четыре кувшина с водой различной температуры.

Содержание: педагог дает ребенку два кувшина с максимальным перепадом температур воды и просит его, поочередно охватив их рукой, сравнить температуры. Таким же образом ребенок устанавливает температуру воды в двух других кувшинах. Затем ребенку предлагается расставить кувшины по нарастанию (убыванию) температуры воды в них.

Барические (барии - от греч. barys - тяжелый -п ервая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову давление) ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука - орган осязания, воспринимают ощущения тяжести, которые дифференцируются и осознаются человеком как ощущения веса. Вес - это количество вещества, определяемое мерой массы (грамм, килограмм, тонна и др.).

Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные, например: перышко и стул, тетрадь и камень и т.п. Соблюдая меры предосторожности, педагог показывает позволяющие оценить вес действия с предметами: подъем одной рукой, двумя руками; взвешивание на одной ладони или на обеих и т.д. При этом следует объяснить свои действия и сделать соответствующие выводы.

В ходе занятий нужно подвести детей к пониманию относительности веса по двум параметрам:

1. Вес не зависит от величины предмета. Для этого предлагается оценить тяжесть предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз тяжесть разных предметов, не трогая их: стул, ножницы, подушка, бумага, игрушки. После ответов следует дать детям возможность самим убедиться в их правильности.

Информативными являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (деревянный, пластмассовый и металлический шарики).

2. Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми он сравнивается. Например, учебник по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к тетради - тяжелым. Нужно научить детей при сравнивании предметов по тяжести, составлять сериационные ряды по убывающей или нарастающей их веса, объясняя, какой предмет легкий, какой еще легче, какой самый легкий и наоборот: тяжелый, еще тяжелее, самый тяжелый.

Практическую значимость имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.) для человека.

Можно познакомить детей с некоторыми видами весов: промышленными старого образца (с двумя чашами и гирями), аптекарскими (с двумя маленькими чашечками и гирьками), весами для домашнего использования (безмен или весы с одной чашей на подставке). Самостоятельно производимые детьми действия взвешивания помогут расширить и уточнить представления об одинаковом весе предметов, различающихся по величине, объему и некоторым другим свойствам.

Различение ощущений тяжести от разных предметов закрепляется в дидактических играх.

Весы

Цель: сравнение веса предметов на руку.

Оборудование: предметы различной тяжести (например: книга и карандаш; камень и лист бумаги; гантели и бумажный самолетик; воздушный шар и футбольный мяч; перышко и тетрадь; гвоздь и семечко).

Содержание: ребенку предлагается, взвесив на руке, сравнить вес предметов и определить, какой из них легче, а какой - тяжелее.

Определи, что легче Цель: сравнение веса предметов на глаз.

Оборудование: картинки (например: книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица).

Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки и определить на глаз, какой из изображенных предметов самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий.

Ребенка можно попросить определить на глаз степень тяжести реальных предметов (например: нитки, пуговицы, блокнота, папки с бумагами, портфеля и т.д.) и предложить составить ряд по убывающему (нарастающему) весу.

Определи на ощупь

Цель: тактильное определение противоположных свой ств пр едметов.

Оборудование: пары предметов (например: лист бумаги и книга; стакан и грелка; деревянный брусок и резиновая игрушка; сухой носовой платок и влажное полотенце; сырой картофель и вареная морковь; ерш для мытья посуды и атласная ткань; наждачная бумага и носки из кроличьего пуха).

Содержание: ребенку предлагается определить на ощупь противоположные качества и свойства предметов:

тяжелый - легкий;

теплый - холодный;

твердый - мягкий; сухой - мокрый; сырой - вареный; колючий - гладкий; шершавый - пушистый.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей