Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Определи предмет по запаху

Цель: различение предметов по запаху.

Оборудование: повязка на глаза; продукты питания и вещества с различными запахами (хлеб, колбаса, лимон, конфета, мята, цветы, лекарства, крем для обуви и т.д.).

Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают по запаху определить вещества и продукты питания.

В качестве игрового материала можно использовать коробочки или баночки, наполненные ванилином, кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами и т.д.

Вспомни, как они пахнут

Цель: оживление в памяти различных запахов.

Оборудование: предметные картинки с изображением различных предметов и явлений (дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, акварельные краски, веточка земляники, цветущий ландыш, еловая ветка, сильный дождь и др.).

Содержание: детям предлагается рассмотреть картинки, вспомнить, как пахнут изображенные предметы и явления, и попытаться объяснить словами.

Три флакона

Цель: различение жидких веществ по запаху.

Оборудование: три флакона, наполненные шампунем, духами, уксусом.

Содержание: ребенку предлагается поочередно понюхать содержимое всех трех флаконов. При этом педагог называет каждое вещество и просит запомнить его запах. Затем ребенок закрывает глаза и определяет содержимое флаконов по запаху.

Различение составных, более сложных ароматов проводится в процессе обучения на специальных занятиях. В этой работе важно, чтобы добавленный аромат четко дифференцировался, например: обычный чай и чай с добавлением мяты, салат со свежим огурцом и без него и др.

Самыми трудными для детей, как показывает практика, являются задания на различение натуральных предметов и предметов с запахом: цветы или духи с цветочным ароматом, апельсин или освежитель воздуха с запахом цитрусовых и др.

Вкусовые качества предметов различаются благодаря пробе на язык. Выделяются четыре основных вкуса: соленое, горькое, кислое и сладкое. Все сложные вкусовые ощущения являются комбинацией основных, а также результатом одновременного поступления в нервные центры информации от других имеющихся в полости рта рецепторов - обонятельных, болевых, тактильных, температурных. Наибольшая чувствительность к вкусовым раздражителям отмечается при температуре пищи 37-50 градусов, однако бывают исключения (например, мороженое, чай).

Развитие вкусовых ощущений осуществляется одновременно с развитием обоняния, так как восприятие запахов продуктов перед их употреблением стимулирует процесс восприятия вкуса.

В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не переносит даже ее запаха и т.д. Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы и ягоды, уксус и др.).

Работа по различению новых продуктов на вкус аналогична работе по различению запахов.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.

Определи на вкус

Цель: определение продуктов по вкусу.

Оборудование: повязка на глаза; лук, лимон, соленый огурец, конфета.

Содержание: ребенку завязывают глаза и предлагают кончиком языка пробовать продукты, а затем обозначить свои вкусовые ощущения словами.

Можно попросить детей определить на вкус сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, греча; установить вкусы различных сортов хлеба (ржаной, белый), фруктов (яблоко и груша), видов колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир) и т.д.

Вкусовые банки

Цель: ознакомление с основными видами вкуса. Оборудование: четыре банки с растворами различных вкусов: сладким, соленым, кислым и горьким; пипетки, ложки.

Содержание: педагог берет одну из банок с раствором и показывает, как с помощью пипетки нужно взять из банки несколько капель и накапать их в ложку. Ребенок пробует раствор на вкус, а затем обозначает свои вкусовые ощущения одним словом. Таким же образом ребенок пробует остальные три раствора и обозначает их вкус.

По окончании делается вывод о том, что жидкости бывают различного вкуса.

Назови вкус продуктов

Цель: оживление в памяти вкусов разных продуктов.

Оборудование: картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов.

Содержание: ребенку предлагается рассмотреть картинки, вспомнить вкус изображенных продуктов и попытаться объяснить словами. При этом обращается внимание на использование разных качественных определений - характеристик вкуса. Например:

лимон - кислый, сочный, освежающий;

чеснок - горький, неприятный;

конфета - сладкая, приторная, приятная;

батон хлеба - ароматный, душистый, приятный.

Разные предметы обладают рядом свойств (температурный режим, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки), которые познаются с помощью тактильных ощущений в результате непосредственного ощупывания, прикосновения, воздействия на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка.

Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут иметь разную температуру. Постепенно вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры - термометром (для воздуха, воды, тела человека).

В качестве примера можно измерить температуру воды в стаканах, в один из которых налили воду, находившуюся в холодильнике, а во второй - из теплого чайника. Следует сравнить показания, а затем сделать выводы.

Температура тела человека в помещении и на улице остается неизменной (можно измерить температуру человека, объяснив при этом правила пользования термометром) и, значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды может существенно отличаться в зависимости от того места, где она измеряется.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей