Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Восприятие особых свойств предметов

На основе развития обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений

Несмотря на то, что проблема развития обоняния, осязания, познания чувства вкуса, тяжести является недостаточно разработанной в отечественной науке, обозначим не которые практические аспекты ее решения.

Особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности, познаются благодаря совокупной работе анализаторов. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (понюхать, попробовать на вкус, взвесит] на руке, полизать и т.д.) и знакомство с новыми свойства ми обогащают представления ребенка об окружающем ми ре, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями. Благодаря восприятию все свойства предмета объединяются и составляется целостное представление, что дальнейшем помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам (по запаху, вкусу или качеству поверхности и т.д.). Если представления ребенка неточные, не полные, он может путать предметы, не узнавать их, нетипично ими пользоваться.

Дети с интеллектуальной недостаточностью слабо осознают возможности обонятельного, осязательного, слухового и вкусового анализаторов, что объясняется недоразвитием центральной нервной системы. Безукоризненная работа органов чувств зависит от состояния центральной нервной системы. А значит, требуется целенаправленная работа по обучению таких детей познанию особых свой ств пр едметов и явлений.

Рассмотрим логику работы по восприятию особых свойств на примере развития обоняния.

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. Однако тонкости этого механизма науке пока неясны. Когда-то обоняние играло более значимую роль в жизни человека: помогало выследить добычу, почуять приближение врага, определить пригодность пищи.

Дети узнают, зачем нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его обоняемых признаков.

Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи:

развитие осведомленности о различных запахах;

умение различать простые запахи.

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, среди пищевых продуктов запах свежего хлеба - приятный, а испорченного мяса - неприятный).

Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:

знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;

сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;

3) различение более сложных (составных) ароматов. Знакомство с часто встречающимися , характерными

запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах хлеба, лука, апельсина, колбасы, кофе, лекарства, цветов и других предметов, обозначают их словом:

запах лука - резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;

запах апельсина - приятный, свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т.д.

Знакомство с новым запахом начинается с сопоставления двух идентичных веществ, одно из которых имеет запах, а другое - нет. Например, при сравнении ванилина и сахарной пудры дети отмечают их одинаковые свойства: цвет, сыпучесть, порошкообразность . Под руководством педагога выясняется, чем они отличаются друг от друга (сахарная пудра не имеет запаха, а ванилину присущ приятный, сильный, пикантный запах).

Следующим этапом работы является выделение запаха ванилина путем сравнения с контрастными запахами уже знакомых детям продуктов (или веществ, предметов): свежего огурца, лука, сосновой шишки и др.

Заключительным этапом работы над новым запахом является сравнение его с запахами веществ (предметов, продуктов) той же видовой группы. Если ванилин - это пряность, то сравнение следует вести с запахами других пряностей: корицы, гвоздики, мускатного ореха. Запах розы сравнивается с запахом других цветов, запах земляники - с запахом других ягод и т.д.

Постепенно дети учатся выделять и неприятные, отталкивающие запахи - и в первую очередь пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить их к осторожному использованию таких продуктов. При этом педагог показывает, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, несильно, на расстоянии).

В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов (веществ) окружающего мира с помощью обоняния.

Приведем примеры игровых упражнений.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей