Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сенсорное развитие детей

Зрительное восприятие

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие -э то сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Точность и действенность зрительного восприятия влияют на формирование навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении фигур, букв, цифр (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Отметим, что зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированны и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.

Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия являются реальные предметы и их изображения, более сложными - схематические изображения, а также знаки и символы.

Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанные на принципах постепенного усложнения:

обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;

сравнение натуральных объемных предметов и объектов (обычно 2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.); в дальнейшем сравнение их изображений; узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;

обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);

сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), отличающихся ярко выделенными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

сравнение натуральных сходных предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.); в дальнейшем сравнение их изображений;

сравнение контурных изображений предметов и объектов (2-4), различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);

узнавание предмета по его части;

рассматривание сюжетных картинок, выделение в них сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);

рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

Целостное представление об объекте возникает у ребенка в результате зрительного обследования, то есть целенаправленного его рассматривания. Под руководством педагога дети вычленяют сначала основные элементы объекта, затем его детали, определяют их соотношение, положение в пространстве, а после отмечают изменения в самом объекте или в его расположении.

Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения и игры:

определение изменений в ряду предметов;

нахождение в нем лишней игрушки, картинки;

нахождение различий между двумя сходными сюжетными картинками;

нахождение нереальных элементов нелепых картинок;

запоминание последовательности из 4-6 предметов (игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр) и ее воспроизведение.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей