Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ролевые развивающие игры

Педагогические принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды в детском саду

 Педагогические принципы и подходы к организации предметно-развивающей среды в детском саду Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

В настоящее время проблема организации развивающей среды ДОУ отражена в исследованиях Н. Д. Епанчинцевой, Н. Ф. Комаровой, С. Л. Новоселовой, Л. Одинцовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского, О. Р. Радионовой и др.

В методических рекомендациях С. Л. Новоселовой содержатся научные психолого-педагогические основы и положения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям ДОУ и дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды в ДОУ.

Автор подчеркивает, что при создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности, учитывающих антропометрические, физиологические и психологические особенности обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

развивающий характер предметной среды;

деятельно-возрастной подход;

информативность среды;

обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

вариативность;

сочетание традиционных и новых компонентов;

обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;

обеспечение комфортности функциональной надежности и безопасности;

обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в ДОУ будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной от планировки, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и других особенностей, указывает С. Л. Новоселова.

Авторы программы Истоки отмечают такие существенные принципы в организации развивающей среды, как:

принцип обогащенности;

принцип наукоемкости;

принцип использования природных и социокультурных средств;

принцип обеспечения разнообразия деятельности ребенка;

принцип предоставления ребенку условий для творческого и духовного развития.

В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова в своей работе Построение развивающей среды в дошкольном учреждении предлагают следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

принцип активности, самостоятельности, творчества;

принцип стабильности, динамичности;

принцип компенсирования и гибкого зонирования;

Основы организации предметно-развивающей среды в ДОУ

принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

принцип открытости — закрытости;

принцип учета половых и возрастных различий детей.

Авторы предлагают и возможные пути реализации данных принципов в ходе организации среды в ДОУ.

Они считают, что особенности предметно-пространственной среды определяются не только общими принципами и требованиями к ее организации и содержанию, но и спецификой личностно ориентированной модели, в контексте которой она реализуется.

Психолог С. Зайцев в своей работе Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость отмечает, что при создании развивающей среды необходимо придерживаться трех основных принципов: безопасности и личного комфорта для каждого ребенка; вариативности и многообразия форм, средств и материалов; изменчивости развивающей среды. Он отмечает, что при создании среды необходимо выполнять ряд условий:

соблюдать необходимые требования к освещению и вентиляции;

мебель должна соответствовать росту детей;

соблюдение условий гигиены (помимо основных — раковина, мыло и пр., наличие емкости с водой для питья), наличие у каждого ребенка места для хранения его гигиенических принадлежностей;

обеспечение потребности ребенка в личном пространстве;

обеспечение ребенку возможности заниматься разными видами игры;

многообразная развивающая среда должна иметь четкую и понятную детям организацию: дети должны быть в курсе изменений среды, знать, где находятся и как используются те или иные материалы; в группе должны быть открытые полки и шкафы с соответствующей маркировкой (на банке с цветными карандашами должна быть надпись Карандаши и т. д.).

С. Зайцев выделил всего три принципа организации развивающей среды, хотя их, конечно, намного больше. Так, В. Кудрявцев подчеркивал, что главное требование к развивающей среде ДОУ — это ее адекватность творческому характеру деятельности ребенка и то, что при организации полноценной развивающей среды в ДОУ необходимо соблюдать следующие нормативные параметры:

проблемная насыщенность;

открытость к изменению, своеобразная незавершенность, приглашающая ребенка к активному достраиванию среды, диалогический резким функционирования;

необыденность;

четкая оформленность в среде предметных источников развития;

многофункциональность;

приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

О. В. Артамонова считает, что в процессе организации предметно-пространственной среды необходимо пользоваться принципами, разработанными под руководством В. А. Петровского. У нее данные принципы имеют несколько иные названия (статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования предметно-пространственного окружения; комфортность предметно-пространственной среды; открытость — закрытость предметно-пространственного окружения; способность предметно-пространственной среды обеспечить развитие половых различий), но их содержание остается прежним.

Таким образом, разработанные принципы построения развивающей среды помогут руководителям и воспитателям создавать адекватную среду в ДОУ, обеспечивающую ребенку условия для саморазвития и проявление творчества, а также единства развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Ребенок будет чувствовать комфорт и защищенность, будет иметь возможность активно действовать, воспринимать и изменять среду, обогащая свой личностный опыт.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей