Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Сравнительная характеристика моделей

Описанные модели воспитания родителей дополняют друг друга или представляют противоположные взгляды на некоторые принципиальные вопросы семьи и воспитания детей. Сущность и история каждой из них подчас существенно отличаются от остальных. Как модели воспитания, они ориентированы на различную практику воспитания в семье и создают различные установки у родителей, поэтому на их сравнительной характеристике стоит остановиться подробнее.

Кроме модели А. Адлера и учебно-теоретической модели, данные направления уделяют довольно мало внимания общественной значимости и роли воспитания родителей. По сути они индивидуалистичны и тогда, когда рассматривают взаимоотношения в семье с точки зрения социальной действительности. Лишь в отдельных редких программах семейные проблемы связываются с обществом. Частично такая односторонность может быть следствием того, что модели сосредоточены на функции родителей как воспитателей или на взаимоотношениях между родителями и детьми, тогда как другие стороны воспитания родителей остаются вне поля зрения.

Модели отличаются друг от друга и по тому, что в них ставится во главу угла: терминология или теория, проблемы или практика. Так, X. Джинот и Т. Гордон подчеркивают практичность и проблематичность своего направления и сознательно стараются избегать трудных терминов, неадекватного с точки зрения родителей теоретизирования, нереалистичных принципов. Хотя Гордон отмечает, что применение его модели предусматривает необходимость для родителей изучить саму модель и усвоить образ мыслей автора, что, впрочем, нетрудно сделать. Наиболее сложна учебно-теоретическая модель, в ней больше всего различных терминов, которые предлагается усвоить родителям.

В схеме 4 представлена попытка классифицировать модели по определенному уровню. Модели приведены в чистом виде, т. е. без вариантов. Схема помогает лучше понять, чем разнятся данные модели.

Представленные модели отличаются друг от друга еще и тем, что в них считается главным в отношениях между родителями и детьми. Т. Гордон и X. Джинот основное внимание сосредоточивают на чувствах детей и родителей. Транс-акциональный анализ и учебно-теоретическая модель утверждают (каждая по-своему) роль познавательного и учебного факторов во взаимоотношениях между родителями и детьми. Это, конечно, не значит, что последние две модели совсем не учитывают роль эмоций. Например, учебно-теоретическое направление в занятиях с родителями при пересмотре основы воспитательского поведения чуть ли не центральное место отводит воспитанию одних чувств и стиранию других.

Учебно-теоретическое (бихевиористское) направление в приложении к воспитанию детей критиковалось, в частности, потому, что оно предлагает заменить богатство чувств ребенка чистым практицизмом, методикой. Представители этого направления считают, что проявление теплых и нежных чувств к ребенку должно быть обусловленным. Но ведь так ребенок учится действовать только за вознаграждение, и это становится его системой ценностей. Критики данного направления говорили, что вскоре этот принцип перейдет и на самих родителей: ребенок будет выполнять желания родителей, чтобы добиться выполнения собственного желания. Таким образом, учебно-теоретическая модель может привести к тому, что члены семьи будут просто манипулировать друг другом с целью реализовать собственные намерения.

И Джинот, и Гордон утверждают, что самопознание родителей — ключ к познанию чувств и поведения ребенка, к благожелательному отношению к нему. Поэтому они стремятся к раскрепощению родителей, которое поможет им лучше понять собственных детей. Согласно данным моделям, неспособность родителей справляться с воспитательскими функциями объясняется неправильной реакцией на чувства ребенка, что в свою очередь является результатом их собственных неразрешенных конфликтов на эмоциональном уровне. Гордоновское направление подвергается резкой критике за излишне оптимистичный подход к способностям человека, особенно ребенка, которому предоставляется самому решать свои проблемы. Естественно, критикуется и теория личности Роджерса, на которую опирался Гордон: она почти не учитывает роль социальных и культурных факторов в формировании личности человека.

Адлеровское воспитание родителей стремится к такому рассмотрению поведения родителей и детей, которое делает упор на социальные факторы. Поведение родителей и детей рассматривается сквозь призму их системы ценностей, целей и устремлений. Оно считается вполне сознательным процессом. Противоположный взгляд на проблему предлагают представители учебно-теоретического направления, которые исходят из анализа действительности. По их мнению, на поведение человека влияет ряд причинных факторов. Поведение — скорее результат внешних раздражителей, чем самостоятельного познания и желаний. Разнообразие подходов к проблеме порождает разнообразие и в теории и в практике воспитания, в рекомендациях родителям, во взглядах на то, в чем заключается суть взаимоотношений между родителями и детьми.

Несмотря на столь существенную разницу между различными направлениями воспитания родителей, следует отметить, что они во многом дополняют друг друга. Проблемы родителей и воспитания детей рассматриваются зачастую с разных позиций, поэтому различия в направлениях — это чаще всего разница в акцентах. Уже сделаны попытки синтезировать различные направления воспитания родителей, объединяя сильные стороны отдельных моделей. Но практически применить такие конструкции весьма сложно: философские корни этих направлений очень различны, они представляют разные мировоззрения и разные способы воспринимать или истолковывать социальную действительность.

Общим для рассмотренных моделей в любом случае является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям какую-то идею действия, необходимого для осуществления ими воспитательских функций, выдвигает какую-то основную мысль, на базе которой родители вольны строить свою методику воспитания. Таким образом, все эти модели стараются помочь родителям стать лучше.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей