Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Содержание, задачи и выполнение проекта

ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ (ИССЛЕДОВАНИЯ С. ТАСКИНЕНА И А. ТИРККОНЕНА)

Задачей проекта было развитие сотрудничества между детскими садами, консультациями по вопросам семьи и родителями детей, посещающих детские сады, с целью оказать помощь родителям в вопросах воспитания их детей.

В проект были включены детские сады, консультации по вопросам семьи и родители шести населенных пунктов. Детские сады были представлены заведующими, воспитателями, нянями и вспомогательным составом. Из консультаций были привлечены как психологи, так и социальные работники.

Детские сады должны были давать родителям информацию по общим вопросам развития ребенка, о возможностях родителей влиять на развитие ребенка, о поведении ребенка и взаимоотношениях в детском саду, а также о правилах детского сада н его обычаях. Решая эту задачу, коллектив детского сада действовал в четырех направлениях: проводил собеседования с родителями до поступления ребенка в сад; организовывал небольшие групповые занятия с родителями; посещал семьи детей; распространял среди родителей небольшое пособие по вопросам воспитания ребенка. Работники консультации должны были консультировать персонал детских садов по этим вопросам, давать методические рекомендации по каждодневному руководству воспитанием детей и помогать в трудных случаях.

Информация, полученная родителями, должна была, по предположениям авторов:

помочь общению родителей и сотрудников детского сада;

помочь родителям увидеть все оттенки развивающейся личности ребенка, прививать родителям хорошие манеры воспитания:

способствуя развитию ребенка;

облегчая общение родителей с персоналом детского сада;

повышая эффективность работы детского сада;

уменьшая число родителей, которым рекомендовалось обратиться за помощью в консультацию по вопросам семьи;

расширяя деятельность семейных консультаций.

На протяжении всей работы по проекту у персонала и родителей собирались данные о ходе эксперимента, которые использовались для того, чтобы соотнести его процесс с поставленными задачами.

В основу проекта были заложены следующие принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детскими садами, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитание чувства взаимного доверия у всех участников эксперимента,

В работе с родителями ставились следующие задачи:

воспитание уважения к детству и родительству;

формирование навыков наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания;

воспитание привычки обращаться за помощью в вопросах воспитания.

Эксперимент дал большой материал об особенностях организации помощи родителям со стороны детских садов, консультаций по вопросам семьи и проблем, возникающих в этих случаях. Эксперимент внес определенный вклад в развитие воспитания родителей детей, посещающих детский сад.

Приложение 5

Исследование, посвященное программе сотрудничества семьи с детским садом (пример из практики Э. Хуттунена)

Целью исследования было изучение влияния сотрудничества семьи и детского сада на воспитание в саду и в семье, а следовательно, и на развитие ребенка. С помощью практического эксперимента автор попытался поднять качество домашнего и общественного воспитания и сделать воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.

Исследование проводилось следующим образом. Работники детских садов разного типа прошли специальную подготовку по организации такого рода сотрудничества. Далее эта программа сотрудничества развивалась по двум вариантам:

1) для детских садов обычного типа и родителей;

2) для родителей и детских садов домашнего и открытого типов.

Программа сотрудничества предусматривала частое присутствие родителей в детских садах в первые дни пребывания в них ребенка, групповые дискуссии родителей, собеседования родителей с воспитателем, посещение воспитателем семьи ребенка, отработку каждым родителем в детском саду одного рабочего дня. Для родителей и воспитателей детских садов семейного типа были проведены курсы по сотрудничеству. В открытых детских садах были проведены вечера для родителей.

Неизменными факторами в исследовании были образование воспитателей и их специальная предпрограммная подготовка. Факторами изменяющимися были практика воспитания дома и в детском саду, взаимодействие воспитателей и родителей, поведение самих детей. Результаты действия программы измерялись путем сравнения экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце работы.

В ходе эксперимента проводились различные опросы родителей, учитывалась их самооценка, оценка родителей детьми (с помощью тестов в картинках), оценка поведения детей родителями и воспитателями, были организованы наблюдения за общением детей с родителями и воспитателями.

Результаты исследования совпали с ожиданиями авторов: воспитательные установки родителей стали в большей степени направленными на детей;

родители почувствовали большую привлекательность воспитания детей, возросла их уверенность в своих силах и воспитательских способностях;

дети отмечали, что им стало еще приятнее проводит время с родителями;

дети стали более инициативными, самостоятельными послушными;

и дома, и в детском саду стало меньше проблем по уходу за детьми;

дети стали более спокойными в детском саду, уменьшилось количество замечаний.

Результаты исследований показали также, в каком на- правлении следует далее развивать сотрудничество семьи и родителей: оно должно еще более соответствовать требованиям и потребностям семьи, можно больше развивать кон- такты между детским садом и семьями.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей