Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Программы по осуществлению воспитания родителей

Полученная методом тщательного отбора информация о результатах работы по воспитанию родителей служит хорошей основой для составления и совершенствования программ воспитания родителей. Тщательный отбор материала необходим, он позволяет составителям планов и методических пособий лучше узнать, насколько действенны эти программы и пособия, увидеть их слабые и сильные стороны. Это создает дополнительную заинтересованность сотрудников в постоянном обновлении и совершенствовании программ.

Программа оценок (program evaluation) — относительно новое понятие, это название модели изучения эффективности программ в применении к реальным жизненным ситуациям. Модель позволяет выяснить, насколько достигнуты поставленные в программе цели. Для этого систематически подбирается материал для оценки действия программы и ее развития.

Можно выделить четыре уровня оценок:

оценка потребности;

оценка вклада;

оценка процесса;

оценка результатов.

При оценке потребности выясняется соответствие целей, поставленных в программе, желаниям родителей. Родители имеют право знать о целях программы и методах их достижения. Поэтому при планировании программы необходимо учесть установки и права родителей. Одним из критериев социальной программы является ее соответствие ценностям и потребностям людей.

Оценка вклада означает оценку соответствия поставленных целей и выбранных методов их осуществления. Как для оценки потребности, так и для оценки вклада важно четко определить сами цели и критерии их осуществления (лучше обозначить их терминами, характеризующими поведение). Оценка вклада полезна не только при оценке готовых планов, но и при их составлении.

Оценка процесса ставит своей задачей выяснение отзывов о программе в ходе ее осуществления. Это необходимо для возможной коррекции планов. При оценке процесса обращается внимание на опыт, активность, изменения в поведении участников программы и их мнения о программе. Эти процедуры неоднократно повторяются в ходе внедрения программы. Сюда же можно включать те оценки, которые могли бы стимулировать и направлять деятельность родителей.

Оценка результатов выявляет соответствие достигнутых результатов поставленным целям. Цели воспитания родителей могут быть направлены на родителей, детей или семью. Результаты работы по программе воспитания родителей могут сказаться и в самых неожиданных областях. Но прежде всего изменения надо искать в самом человеке — участнике программы. При оценке результатов работы по программе обращают внимание и на возможные изменения в детях: они выявляются обычно с помощью специальных тестов на интеллект и школьные успехи или путем обычного наблюдения.

Кроме оценки программ, для их планирования и разработки могут быть полезны и различные исследования путей их совершенствования. В принципе любые хорошо подобранные и надежные материалы по практическому воспитанию родителей, его специфике могут помочь выработать новые эффективные программы воспитания родителей, вовремя заметить определенные ошибки и просчеты, допущенные в уже действующей программе, и дают возможность развивать программы постоянно и постепенно. В результате планирования на основе эмпирических исследований получаются надежные и работоспособные программы.

Прекрасным примером исследования программы воспитания родителей является работа С. Лаури, опубликованная при содействии Союза защиты детей имени Маннергейма. Ее целью была помощь в развертывании работы детских консультаций в медицинских учреждениях. Автор рассмотрел содержание и цели работы консультаций по вопросам ухода за детьми и их воспитания, проанализировал условия их работы, обосновал системы оценок и ведения медицинской документации, выдвинул предложения по усовершенствованию организации работы детских консультаций. Исследование насыщено важными сведениями о работе учреждений такого рода, в нем представлено много полезного практического материала в помощь работникам консультаций, например анализ поставленных задач, анкеты, по которым проводятся оценки, и т. д..

Другим примером исследований такого типа программ было изучение опыта работы дошкольных учреждений с родителями и сотрудничества в этой области с консультациями по вопросам семьи и воспитания (С. Таскинен и А. Тирк-конен). Исследование было выполнено по заказу Управления по социальному обеспечению в рамках темы Воспитание в семье. В нем отмечены и те трудности, с которыми сталкиваются сотрудники дошкольных учреждений в своей работе с родителями. Материалы данного исследования позволяют правильно организовать сотрудничество семьи и детского сада или детского сада и консультации по вопросам семьи, а также сделать эту работу еще более действенной и полезной для родителей.

Еще один пример изучения возможностей развития программ по воспитанию родителей в Финляндии — работы Э. Хуттунена. Он рассматривает помощь в воспитании детей с точки зрения сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В его работах представлена программа такого сотрудничества. Она апробирована и оценена в обычном детском саду, в детских садах открытого и семейного типа. В программе четко показано, как можно наладить сотрудничество с семьей и как оно помогает воспитанию и развитию ребенка в домашних условиях.

Принято считать, что оценка программ по воспитанию родителей связана прежде всего с тремя основными вопросами:

каковы ожидаемые результаты программы;

сколько ориентировочно будет стоить такая программа;

можно ли одобрить программу с моральной и этической точки зрения?

Конечно, нельзя оценивать программы только по этим трем направлениям. Многое здесь зависит и от того, кто дает оценку той или иной программы. Никто не оценит программу лучше, чем сами родители, но здесь тоже могут быть свои проблемы, которые необходимо учитывать при изучении оценок программ.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей