Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Профилактика социального обеспечения

Профилактика в социальном обеспечении предполагает создание такой социальной действительности, которая характеризуется наименьшей степенью социальной опасности. Если будет уменьшаться социальная опасность, то социальные проблемы будут проявляться в менее острой форме. Таким образом, социальная профилактика уменьшила бы и необходимость исправительных видов социальной деятельности общества.

Профилактику социального обеспечения можно проводить разными средствами и в разной форме. Одним из важнейших ее направлений является педагогическое, которое предполагает достижение новой социальной действительности, нового образа жизни с помощью воспитания. Воспитание родителей — одна из важнейших составляющих этого направления, своеобразный институт культуры. С помощью его, воздействуя на образ жизни семьи и педагогический уровень родителей, можно создать в обществе такой уровень культуры, который сделает появление социальных проблем невозможным.

Подобную профилактическую работу могут осуществлять не только профессиональные работники социальных служб. В нее включены многие другие профессиональные группы: врачи, учителя, воспитатели детских садов, инструкторы молодежных центров и т. п. Но профилактикой как таковой эти люди будут заниматься только тогда, когда они поставят своей целью создание такого общества, социальные опасности в котором будут ничтожно малы. Точно оценить результаты подобной работы чрезвычайно трудно. Ее значение для общества можно только прогнозировать или вычислить.

Если главные социальные проблемы — это бедность, странность и беспомощность, то воспитание родителей, по всей вероятности, направлено прежде всего на преодоление беспомощности. Надо, однако, заметить, что в данном случае слово беспомощность приобретает дополнительное значение.

В специальной литературе беспомощность обычно связывают с положением стариков, инвалидов и хронических больных, которые в силу своего положения не могут вести нормальный образ жизни и в результате оторваны от общества. Беспомощность родителей как социальная проблема имеет другой характер. Она проявляется прежде всего в неспособности выполнять функции воспитателя своих детей. Формы проявления этой неспособности и ее последствия могут быть различными. Чаще всего беспомощность связана с другими личными проблемами родителей (преступность, алкоголизм, психические расстройства или партнерские проблемы), которые накладываются на материальные трудности, отсутствие работы, бытовую неустроенность. Но так бывает не всегда; родители могут ощущать беспомощность и тогда, когда нет других проблем. Результаты же действий родителей или их бездействия всегда сказываются на детях.

Воспитание родителей по мере возможности старается укрепить веру родителей в собственные силы, заставить их целенаправленно заниматься воспитанием детей и заботиться о благополучии семьи в целом. Поэтому можно сказать, что воспитание родителей стремится побороть имений] такую беспомощность, которая мешает родителям самостоятельно, собственными силами добиться благополучия семьи и хорошо воспитать своих детей.

Воспитание родителей является своего рода социальной, профилактикой, поскольку оно косвенным образом способствует успешной социализации подрастающего поколения. Но воспитание родителей служит социальной профилактике и по-иному. Пробуждая в родителях чувство ответственности за благополучие детей и подготавливая их к осуществлению высокой функции воспитания, оно помогает родителям, по разным причинам неуверенным в своих силах, нормализовать собственную жизнь и таким образом предотвращает, по нашему предположению, появление социальных проблем в обществе.

Во всех концепциях теории воспитания родителей мало анализировалась роль ребенка в жизни родителей. Следует тем не менее обратить внимание на то, что дети, которые часто огорчают своих родителей и, казалось бы, ограничивают их собственное свободное время, вносят в жизнь родителей содержание, радость, ощущение продолжения жизни и желание действовать ради благополучия семьи. Существование детей уже само по себе делает родителей более ответственными и заставляет принимать более разумные решения в различных кризисных ситуациях.

Вот как о роли детей в жизни родителей писал доктор юридических наук, будущий президент Финляндии Урхо Калеви Кекконен в письме к жене: Мальчики еще не понимают, как они поддерживают нас только своим существованием. Надо сказать, мальчики молодцы, настоящие ребята; из таких вырастают настоящие финские мужчины. Такая надежда и сознание означают очень много для отца и для его душевного покоя. Мне такое сознание дают наши мальчики.

Воспитание родителей должно всячески поддерживать именно такое сознание. Чисто техническая передача определенной информации в конечном счете дает немного. С точки зрения профилактики социальных проблем воспитание, концентрирующее свое внимание на семейных ценностях, могло бы, по всей вероятности, оказать большое позитивное влияние на все общество.

Основываясь на данных по преступности, наркомании и алкоголизму, Ю. Сипиля отмечает, что мужчины могут стать нормальными людьми, т. е. могут исправиться, когда привязываются к женщине. Наверное, это соответствует действительности, но к этому можно, пожалуй, добавить, что взрослые имеют тенденцию становиться нормальными людьми, когда они привязываются к ребенку. Упорядочение образа жизни и ее стиля, стабилизация условий жизни — существенный фактор того резкого изменения в самом человеке, к которому приводит рождение ребенка. Поддерживая этот процесс нормализации, воспитание родителей способствует профилактике появления социальных проблем. Воспитание родителей следует рассматривать как фактор, способствующий процессу нормализации человека, а не как причину такого процесса.

Отмечая значение детей в жизни родителей, мы поневоле задумываемся и о том, каково значение этого родительского чувства для всего общества. Если дети — источник радости в жизни родителей, если они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, благополучие, делают родителей довольными жизнью и счастливыми, значит, дети — важное средство профилактики социальных проблем в обществе.

Но если дети по какой-то причине не являются достаточно весомым стимулом для стремления к благополучию семьи со стороны родителей, то они еще недостаточно готовы быть настоящими родителями, личность в них не созрела, они не ощущают ценности родительского чувства, а это издержки их воспитания, которым надо было заниматься заранее.

Подобного рода аномалии могут привести к далеко идущим последствиям. Поэтому очень важно выяснить, каким образом социальные проблемы связаны с недостатками в материальном и духовном благополучии семей. Такое исследование дало бы возможность систематически развивать воспитание родителей в форме профилактической социальной работы. Точно так же, как профилактика в здравоохранении считается более выгодной и приятной работой, чем исправление уже проявившихся недостатков в организме, профилактика в социальном обеспечении и воспитание родителей как его часть должны быть той мерой, которая способна уменьшить человеческие страдания и сэкономить общественные деньги.

В качестве профилактики воспитание родителей предусматривает и возможность вмешиваться: оно может прервать ту цепочку, по которой социальные проблемы передавались из поколения в поколение. Создавая иное социальное наследство, воспитание родителей может предотвращать проявление социальных проблем в жизни подрастающего поколения, что в свою очередь создает благополучие будущих семей.

Воспитание родителей как профилактическую социальную деятельность можно отразить в ряде смысловых схем, которые складываются по мере рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Вот некоторые из них.

Основной задачей социальной деятельности и социальной политики является предупреждение возникновения социальных проблем.— Многие социальные проблемы современности начинаются с ослабления семейных связей.— Укрепляя семью, воспитание родителей может предупредить возникающие вследствие этого социальные проблемы (в течение одного или нескольких поколений).

Задачей социальной деятельности и социальной политики является также повышение благополучия людей.— Благополучие людей отчасти связано с их семейной жизнью.— Обучая родителей средствам повышения семейного благополучия, воспитание родителей предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со снижением благополучия (на протяжении одного или нескольких поколений) .

По финскому законодательству и согласно Декларации защиты детей, принятой ООН, ребенок имеет право на жизнь в условиях безопасности и разнообразия стимулов развития, право на хорошее воспитание.— Социальная деятельность и социальная политика также призваны защищать эти права ребенка и создавать условия для их реализации в обществе.— Поднимая педагогический уровень домашнего воспитания, воспитание родителей создает условия для реализации прав ребенка, способствует здоровому и ровному его развитию.

Социальные проблемы, как правило, имеют тенденцию накапливаться в каждом следующем поколении. В обществоведческой литературе есть понятие замкнутого круга социальной пустоты, которое отражает именно растущее в геометрической прогрессии количество социальных проблем. Например, Р. Холман пишет, что бедность усугубляется в следующем поколении по следующей схеме: семья малоквалифицированного или безработного человека не может выйти из замкнутого круга социальных проблем из-за нехватки денег — семейная жизнь лишается опоры и перестает удовлетворять человека — родители не могут создать условий, необходимых для нормального развития ребенка,— у ребенка появляются социальные, эмоциональные и интеллектуальные проблемы — дети хуже учатся — дети становятся малоквалифицированными работниками или безработными, вследствие чего у них нет достаточного количества денег, чтобы вырваться из этого круга, и т. д. Одним из звеньев этой цепочки являются родители, тем не менее воспитание родителей не в состоянии прервать ее.

Иногда говорят, что профилактическая работа в семье мешает терапевтической работе с ней. Но по мере роста роли профилактики такое противопоставление становится все более неуместным. Эти две формы работы дополняют друг друга. И одновременно встает вопрос: как объединить эти две формы работы? Кто ими должен заниматься — одно и то же лицо (или организация) или разные лица (организации)? Как разделить в этом случае их функции?

Так насколько же реальна тогда идея посредством профилактической работы с родителями предотвратить или ослабить влияние социальных проблем на семью? Конечно, воспитание родителей само по себе не сможет покончить с бедностью, не может сделать больного здоровым, не окажет непосредственной помощи беспомощному и отчужденному от общества человеку. Возможности и границы этих возможностей в воспитании родителей такие же, как и у других видов воспитательной работы. Опыт предостерегает нас от излишнего оптимизма, но он же заставляет заглушать сомнения, которые порождают бездействие.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей