Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Модель, основанная на трансакциональном анализе

Трансакциональный анализ — это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Данное направление оперирует такими общественными категориями, как торговые отношения между людьми (transactions) и социальные обмены (social interchanges). Эти формы взаимодействия, по мнению авторов этого направления, и определяют формы общественной жизни. Как теория личности, трансакциональный анализ стремится определить развитие личности с помощью понятия социального обмена.

Корни трансакционального анализа уходят в психоаналитические теории личности. Основы данного направления разработал Эрик Берне, по мнению которого жизнь — это борьба между двумя противоположными силами: с одной стороны, человек стремится к близости с другим человеком, но, с другой стороны, психические и биологические факторы препятствуют проявлениям у взрослого человека чисто детской непосредственной близости. В 1960-х годах эту теорию развивал Томас Харрис, который сосредоточил свое внимание прежде всего на вопросах анализа взаимного влияния людей. Теорию трансакционального анализа применяли в воспитании родителей такие ученые, как М. Джеймс и Д. Джонгвард.

Философское развитие модели. Согласно теории трансакционального анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием я, собственным состоянием (ego states). Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реакция индивидуума на действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому и по-родительски.

Ребенок в личности — это спонтанность, творчество и интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке.

Взрослый в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики. В развитии личности индивидуума с областью взрослого связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактного мышления.

Положение родителя в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности Фрейда. Она включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Согласно этой теории, поведение авторитетных людей в социальном окружении учит определенным нормам поведения и способам действия личность, которая воспринимает их через свою родительскую часть.

Все три начала в личности человека развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой. На схеме 3 показана структура всех трех начал личности в их развитии.

Теория трансакционального анализа не едина. Она вбирает в себя большое количество разных направлений, которые объединены общей терминологией и способом рассмотрения социальной действительности. М. Фин перечисляет все основные направления трансакционального анализа, вычленяя из них наиболее типичные утверждения:

все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научиться испытывать не только это;

в личности каждого человека уживаются ребенок, взрослый и родитель;

испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;

ребенок делает определенные выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении;

люди могут обладать самосознанием и активно участвовать в развитии своей личности;

положительное влияние (забота, возможность быть услышанным, уважительное отношение, любовь и т. д.) и позитивное восприятие являются главным фактором, определяющим развитие здоровой личности.

И Э. Берне, и Т. Харрис подчеркивают, что трансакциональный анализ сделал многое для уточнения языка психоаналитических теорий, ясно и точно определив основную их единицу — трансакцию (обмен). Таким образом, трансакциональный анализ — это метод исследования раздражителей и реагентов, их взаимовлияния друг на друга и систематизации полученных в результате этого исследования знаний. Представители данного направления утверждают, что внесенный ими в психологию новый, более точный язык упрощает работу исследователей, врачей и вообще всех заинтересованных проблемой личности и ее взаимосвязей людей

Задачи, которые ставит перед собой воспитание родителей, основанные на модели трансакционального анализа,

коротко можно определить так: научить оперировать понятиями трансакционального анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье, что должно помочь родителям анализировать и лучше понимать проблемы, связанные с социальными связями в семье, общением между отдельными ее членами. Модель учит родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребенка.

По данной теории, во взаимоотношениях между людьми существует три основных типа коммуникации: 1) дополняющие трансакции, при которых коммуникация происходит как бы на одном уровне; 2) пересекающиеся (перекрестные) трансакции, при которых состояния сторон не соответствуют друг другу; 3) скрытые трансакции, при которых информация при общении передается в скрытой форме. Родителей учат анализировать взаимоотношения в семье с помощью таких основных понятий. Это делается с целью научить взрослых общаться и замечать перекрестные и скрытые трансакции там, где они есть.

Основные понятия трансакционального анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и весело, т. е. основная задача воспитания родителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.

Т. Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык трансакционального анализа, легче решит свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. Воспитание родителей по данной модели поощряет вовлечение детей в сферу трансакционального мышления.

М. Джеймс и Д. Джонгвард используют в своей практике метод примера, т. е. показывают, как надо действовать в каждой ситуации, предварительно проанализировав ее. Их техника предусматривает освоение модели трансакционального анализа и перенесение ее на семейную почву. Большое внимание они уделяют развитию личности ребенка. Ведь и задача воспитания родителей по трансакциональной модели — научить их действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка. Мы должны исходить из того, что каждый ребенок рождается принцем или принцессой и родителям следует относиться к ним соответствующим образом.

Т. Харрис призывает родителей проявлять уважение к своим детям. К ним никогда нельзя относиться как к вещи, к предмету, средству, в них необходимо поддерживать установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью. Одной из основных задач воспитания родителей является необходимая им помощь в развитии личности своего ребенка, и именно это, по мнению Харриса, успешно достигается воспитанием родителей по трансакциональному методу.

В модели, основанной на трансакциональном анализе, постоянно подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями. Результаты такого качественного изменения не заставят себя долго ждать. Так что лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям (Т. Харрис). Трансакциональный анализ как бы подчеркивает возможность изменения: Человек меняется по мере того, как его взрослый берет бразды правления в свои руки (Т. Харрис). Весь образ жизни семьи может измениться в результате применения методов трансакционального анализа.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей