Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Марксистское направление

Коммунистическое воспитание родителей (коммунистическим воспитанием мы называем воспитание родителей в тех странах, официальная государственная идеология которых основывалась или основывается на философии классиков марксизма-ленинизма) базируется на марксистских взглядах на человека и общество и отличается от христианского прежде всего тем, что по своему характеру является атеистическим. Представители данного направления считают, что появление института семьи было продиктовано прежде всего потребностями общества и по мере изменения общества семья как таковая может отмереть. Поэтому семейные отношения здесь рассматриваются как отношения чисто любовные, и семья может распасться, если кончается любовь между супругами. (Нужно отметить, что в настоящее время и священнослужители также отмечают тот факт, что в нашем сложном мире семья может потерпеть полный крах, так что единственным спасением во имя любви к ближнему окажется развод.) Право на воспитание детей принадлежит, с точки зрения марксистской идеологии, в первую очередь государству.

Вспомним, что уже Платон представлял модель государства, которое берет на себя ответственность за воспитание детей. За эту идею Платона резко критиковал Аристотель.

Официально отправной точкой в законодательствах социалистических стран является такой подход, согласно которому воспитание детей является прерогативой государства. Обязанность же родителей перед обществом — заботиться о детях и воспитывать их, ориентируясь на цели и задачи, поставленные обществом. Таким образом, условия и исходные позиции коммунистического воспитания родителей решительно отличаются от воспитания родителей по моделям, принятым в западных странах, прежде всего в области правового отношения к семье.

Хотя классики марксизма считают семью институтом, который порожден буржуазным обществом и который отомрет за ненадобностью при коммунизме, в Советском Союзе стремились упрочить семью и старались содействовать родителям в деле воспитания детей. Правда, семья здесь объединялась с государственной системой воспитания детей с целью направить ее в одно русло со школой, молодежными организациями и другими официальными институтами воспитания.

Проблемы, с которыми сталкивались советские родители при воспитании своих детей, по всей видимости, не намного отличались от подобных проблем в других развитых странах: советские родители так же ощущали нехватку времени, им так же трудно было приучить детей к порядку.

Советские ученые, занимавшиеся проблемами воспитания родителей, наряду с научной работой, старались давать родителям практические советы по воспитанию детей (например, по вопросам детской недисциплинированности).

Одной из основных проблем марксистского воспитания родителей является поиск методов домашнего воспитания: в школах социалистических стран и в других официальных организациях, занимающихся вопросами воспитания, следуют принципам коллективного воспитания, в то время как домашнее воспитание по своему характеру индивидуалистично и здесь непригодны методы, принятые в официальных воспитательских коллективах.

Финская школа для родителей

В заключение обзора различных направлений воспитания родителей упомянем проект школы для родителей, разработанный в Финляндии, в Союзе защиты детей имени Ман-нергейма. Он охватывает все стадии родительства — от периода беременности до переходного возраста детей — и представляет собой последовательный и разносторонний комплекс различных видов помощи родителям. В проекте учтен огромный практический опыт родителей детей разных возрастов. Школа для родителей должна органически слиться с уже действующими организациями, поэтому ее работа осуществляется в форме консультаций по вопросам материнства и детства при поликлиниках, роддомах, в дошкольных учреждениях, школах, училищах. В школах для родителей рассматриваются не только проблемы воспитания детей, взаимоотношений между родителями и детьми, развития ребенка, но и вопросы взаимоотношений между родителями и многое другое.

Со школами для родителей тесно связана разработанная Тойво Рёнкя программа активизации воспитателя, построенная на синтезе нескольких теоретических направлений. Она базируется на трех принципах, совпадающих с принципами психотерапии К. Роджерса: 1) человек не может разрешить проблемы другого человека, если они связаны с чувствами или человеческими взаимоотношениями; 2) законны все чувства как таковые; 3) человек должен начать меняться сам, а не ждать, пока изменятся другие люди.

Программа активизации, реализуемая достаточно рационально, разумно и искусно, исходит из того, что для ребенка в первую очередь необходимы безопасность, уход и уважение к нему. Именно эти элементы в дальнейшем способствуют развитию у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности в себе. Родителей надо побуждать чаще проявлять одобрение, нежность и доверие по отношению к детям — ведь речь идет о развитии сознания и навыков построения межчеловеческих отношений. Программа требует от воспитателя определения своей системы ценностей, познания самого себя, развития способности понимать другого человека и решать проблемы вместе с ребенком.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей