Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Что такое воспитание родителей

Корни проблемы, к которой мы обращаемся, уходят глубоко в историю человечества. Во все века молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.

В прежние времена, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению — естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда связь между поколениями уже нарушена, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Ведь чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей получить квалифицированную помощь в воспитании своих детей. Сначала эта помощь была спонтанной и непостоянной. И только в XX веке уровень развития общества позволил организовывать помощь профессионально. По мере развития массовой информации в нее включились литература, радио, телевидение. В настоящее время все яснее становится необходимость участия в воспитании родителей профессионально подготовленных специалистов.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась еще в глубокой древности. Пример тому — поучения св. Иеронима. В более позднее время М. Лютер, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие исследователи постоянно говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.

Количество специальных журналов и методик по воспитанию детей резко возросло в XIX веке. Тогда же в Европе и Америке возникли первые ассоциации, специализирующиеся на вопросах воспитания родителей. Однако сейчас трудно, практически невозможно определить, с какого времени следует начать историю современной теории воспитания родителей.

Важным периодом в организации воспитания родителей были 20 — 30-е годы нашего столетия, когда усилился, особенно в США, научный интерес к проблемам семьи, родителей и семейного воспитания.

Рассматривая подходы к воспитанию родителей в США в 20-е годы, С. Л. Шлоссман пишет, что это была новая попытка разрешить старые проблемы. Пионер в этой области, Лоренс Франк, считал воспитание родителей средством трансформации общества, ибо если научить родителей воспитывать детей по-научному, то таким образом можно воспитывать граждан, способных реформировать социальные институты. Он верил, что с помощью научных исследований можно найти такие методики, которые помогут удовлетворять запросы детей в семье.

И в настоящее время многие ученые считают воспитание родителей важнейшим условием решения социальных проблем. Политики, наоборот, не очень верят в эффективность такой работы, отмечая, что ученые пока так и не смогли доказать наличие прямого влияния воспитания родителей на уменьшение или непосредственную профилактику социальных проблем.

Однако исследования показывают, что родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям — растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования.

В основе рассматриваемой проблемы лежит западное представление о первоочередном праве родителей на воспитание своих детей. Этот принцип характерен для большинства общественных систем и культур. Он нашел отражение в 26-й статье Декларации ООН по правам человека. Право родителей на воспитание означает, что они в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей. Воспитание родителей имеет своей целью помочь им реализовать свои права и свои обязанности.

Анализируя вопросы воспитания родителей, шведский ученый Е.-М. Кёхлер подчеркнул резкое изменение статуса семьи в результате того, что женщины стали работать. Постоянное увеличение числа работающих женщин привело общество к необходимости создать дошкольные учреждения и обучать специалистов для работы в них.

Знания и воспитание формируют личность ребенка и помогают родителям находить правильные приемы воспитания.

В Финляндии на проблему воспитания родителей обратили серьезное внимание только в 60-х годах, когда были созданы две организации, ориентированные на детей: Союз защиты детей имени Маннергейма и Центральный союз защиты детей (хотя некоторые рекомендации для родителей появлялись и раньше) Отметим, что Союз защиты детей получивший имя Маннергейма, в своих материалах не употреблял термин воспитание родителей, а пользовался термином консультации для родителей. Поэтому общепринятый в международном лексиконе термин воспитание родителей в Финляндии еще не прижился и кажется чуждым.

Особое внимание проблеме воспитания родителей (задачи, содержание, методы работы) стали уделять в 80-е годы. Этой тематике посвящены многие исследования.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей