Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание на прогулке

Дидактические задания

Дидактические задания Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки.

Прогулка должна быть интересна ребенку, а это возможно, если он будет занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом. Они непродолжительны, занимают по времени не более 3—4 минут. Проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Для этого взрослый общается то с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале и в конце прогулки, а может вплетаться в ход самого наблюдения. В каждом из этих заданий присутствуют мастерство, опыт, фантазия взрослого, его изобретательность и творчество.

Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению, понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению.

Например, взрослый предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете, подносят их взрослому, ожидая его оценки. Взрослый не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого, стимулирует их, а затем произносит: «Один листик, еще один, еще один — и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Дети осознанно относятся к такой оценке букета, он им тоже нравится. Они удовлетворены, чувствуя свою сопричастность к общему делу. Заодно понимают и запоминают те слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся не интересными для всех, и дети отказываются их выполнять. Поэтому как только собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, тут же следует как-то использовать их, например, для каждого из детей сделать какую-то игрушку, украшение.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях могут решаться одновременно несколько задач. Младшие дети могут отбирать из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а затем уже выкладывать силуэты самолета, лодки, флажка и т. д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками.

Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые и т. д.

Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием самого природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки, палочки, каштаны, листья и т. д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей.

При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и создают собственные варианты.

Дидактические задания могут выполняться с использованием разных форм детской активности, например, с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три — к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев стали делать украшения.

Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понравится, а потом взрослый спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?» Затем предлагает сравнивать: длинная—короткая для малышей, старшим дополнительно: толстая—тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее—короче, шире—уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала больше—меньше, затем лшого и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов, а нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки—два камешка и т. д.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых — сову.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается ко всем: «Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим этот листик? А вот желтый лист. У кого рубашка такого же цвета? У кого шорты коричневые? Саша, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, дети. Пестрый букет из листьев, и такой же красивый букет из детей получился!» Все смеются — и вправду букет!

Детям легче понять суть предмета, если они новое представление пропустят через призму собственного восприятия. И педагог использует такой прием: «Посмотрите внимательно, дети, у нас есть своя божья коровка (на Люде платье красное в черный горошек), стрекоза (у Вики два прозрачных огромных банта на голове), бабочка (платьице с крылышками), солнышко (Сережа весь в желтом: и шорты и маечка)» и т. д. «Зимою у зайца шубка белая, как у Марины. А у кого из вас шуба, как у медведя: коричневая?» «У маленькой Олечки коричневая шубка с желтыми пятнышками, как у олененка. Олечка — олененок маленький, не толкайте нашего олененка, берите за ручку, когда выходите на прогулку».

Дети сами начинают проявлять инициативу: «У меня шубка рыжая, я лисичка». Взрослый добавляет: «Лисичка-сестричка, лисонька хитрая. Елизавета Патрикеевна что любит? Кого обманывает? Где живет?» А тут и «серые волчата» прибежали. «Порычите, волчата, грозным голосом. Попугайте лисоньку-лису хитрую!»

С интересом дети выполняют задание на развитие тактильных ощущений: пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое, что шероховатое, а что колется (шишка)? «Сложи ладошки лодочкой. Я вложу в них что-то, а ты пощупаешь и отгадаешь, что я положила: камешек или шишку, травинку или палочку» и т. д.

Разнообразно действуя с предметами природного окружения, дети начинают понимать и обозначать словами ощущения: «пушистый» — котенок, цветок, снег; различать «мягкий» и «твердый»: лед и снег, яблоко и малина.

Нравятся детям и задания на определение температурных различий: «Где вода холодная, где теплая? Скажи, что холоднее: снежок или мяч».

Можно включать задания на активизацию мышечной чувствительности, предлагая взять в руки шарики (металлический и деревянный): «Какой из них тяжелый (легкий)?» Те же задания с матрешками (глиняной и деревянной). Играя с песком, набрать в формочки сухого и влажного песка, определить — что тяжелее, что легче. В ходе проведения занятия «Тонет—плавает» дети не должны спешить опускать в воду разные предметы. Сначала пусть определят их тяжесть (тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что утонуло, что плавает.

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений.

Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами, и дается задание: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой любят лакомиться медведи, ежи и ребята? И каждый раз малыши пробуют то, на что указывали, а заодно вспоминают то встречу с ежом, то сбор ягод в малиннике. Им нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что сладкое (огурец, морковь)».

Для старших детей задание усложняется. Рядом с блюдом ставят поднос с теми же плодами, но нарезанными кусочками. Задание: «Возьми любой кусочек, попробуй и отыщи на блюде то, что ты пробовал».

Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовал (яблоко, огурец), по запаху определяют, что лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т. п.

Дидактические задания с целью развития слуховых дифференцировок предлагаются детям на опушке леса: «Послушайте, как журчит ручеек? Кто скажет?» Или: «Послушайте, как поют лесные птички. А вы сможете?»

Детям нравится отгадывать: «Кто с вами здоровается: ворона или воробей?»

Более того, дети сами активно включаются в процесс звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков: «Ссс!» (поет вода), «Ввв!» (завывает ветер), имитируя голоса птиц и животных: «Ффф!» (фырчит ежик).

Все с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: слегка и недолго дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные пузыри. Увлекательная игра для всех!

Им нравятся энергичные аукания, переклички. На лесной опушке: «Ay! Ay! Потерялись мы в лесу!» Прятки на участке. Взрослый: «Ау, вы где?» Дети: «Ищите нас! Мы спрятались!»

В прятках и перебежках дети успешно справляются с несколькими задачами одновременно: упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетается с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы, точно определять свое местоположение среди них: около куста, за дубом, под березой и т. д.

Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует обследовательские действия малышей. Он спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался облачком, лепить нельзя, сыпучий. Если липнет на лопатке — мокрый, можно лепить.

Все рассматривают на столе комок снега и пластинку льда: что у них одинаковое, что разное. Вместе со взрослым уточняют, конкретизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, она хрупкая. В весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава, речка). А взрослый уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь через канавку или помочь?»

Для активизации мыслительных операций младшим детям предлагается определить, кто выше (собака, кошка), старшим уточнить, чьи уши самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т. д.

Но иногда не стоит спешить с вопросами и предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку, палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей точностью, новизной восприятия.

Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть поупражняются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст и т. д.

Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает выполнять обследовательские действия. В ходе всей этой работы у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развиваются наблюдательность, внимание, память, разнообразные движения. Во время выполнения дидактических игр и заданий совершенствуются пространственные ориентировки каждого, идет интенсивное увеличение словарного запаса, обогащение его.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей