Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ознакомление с социальной действительностью

Для любознательных

 Для любознательных В определенные периоды развития отечественной дошкольной педагогики проблема ознакомления детей с социальной действительностью вызывала интерес ученых. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуковской Игры и трудовые занятия: опыт работы с детьми шестилетнего и семилетнего возраста. А в 1938 г. в журнале Дошкольное воспитание Ф.С.Левин-Щирина печатает свою статью Воспитание детей в духе коммунистической морали. Эти работы нельзя назвать законченными педагогическими исследованиями, но в них дан яркий и интересный с точки зрения характеристики социального облика образ ребенка дошкольного возраста. Авторы приводили и анализировали факты, свидетельствовавшие об интересе детей к событиям, которые происходили в стране. Была показана жизнь детей, наполненная переживаниями по поводу этих событий (спасение челюскинцев, полеты в стратосферу, беспосадочные дальние полеты и др.). Утверждалась и доказывалась мысль о возможности и необходимости связи воспитания с жизнью.

Как уже было сказано выше, первую попытку научного обоснования возможности приобщения детей к социальному миру через ознакомление с жизнью страны было сделано Е.И.Радиной . Разработанн ая ею программа знаний в дальнейшем легла в основу исследований других ученых. Такие исследования появились в 60-е гг. Следует оговориться, что было бы неправомерно утверждать, что до 60-х гг. исследований в данном направлении не велось вообще. Работы А.В.Черкова (1949), П.Т.Саморуковой (1951), В.Р.Беспаловой (1953), З.ВЛиштван (1954), Т.И.Горбатенко (1955), В. Г.Нечаевой (1957), Т.А.Марковой (1959) и др., посвященные проблемам игры дошкольников, восприятия детьми художественных произведений, подражания, обучения детей конструированию и др., содержали материал, подтверждающий интерес детей к социальной действительности. И хотя эти ученые прямо не ставили перед собой задачи отбора содержания, разработки методики приобщения детей к миру взрослых, они внесли существенный вклад в теорию и практику социального воспитания.

Период 60—80-х гг. можно считать временем своеобразного подъема в разработке проблемы ознакомления детей с социальной действительностью. Группу исследований, направленных на изучение содержания и методов ознакомления дошкольников с отдельными сторонами общественной жизни, возглавила доктор педагогических наук Р.И.Жуковская. Было выделено пять аспектов (согласно программе Е. И. Радиной ). Каждый аспект разрабатывался самостоятельно, но все материалы вместе составили комплексное исследование, в основу которого легли единые методологические и теоретические основания. Были определены единые задачи: проверить доступность для детей содержания знаний, разработать методику формирования у детей представлений о событиях общественной жизни, а также методику воспитания у ребенка отношения к таким событиям. М. И. Богомолова изучала проблему интернационального воспитания (1971), Л. И. Беляева отбирала и проверяла знания детей о Советской Армии (1977), С. А. Козлова, С. Г. Журат занимались проверкой возможности усвоения детьми исторических представлений, знаний о В. И. Ленине (1972, 1982), Г. И. Григоренко , С. Г. Журат , В. И. Глотова проверяли усвоение детьми знаний о труде взрослых (1979, 1982), Н. Ф. Виноградова изучала содержание и методы ознакомления детей с жизнью великих людей, с народным творчеством.

В эти же годы изучением особенностей восприятия детьми общественных явлений занимались преподаватели кафедр дошкольной педагогики Москвы, Ленинграда, Ульяновска, Иркутска (Ф.С.Левин-Щирина , М.М.Конина, А.В.Кенеман , Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Н. В. Мельникова, С. М. Котлярова, А. А. Анциферова, С. Н. Морозюк , А. Ш. Шахманова , Т. И. Пониманская , В. Братусь и др.).

Проведенные исследования позволили конкретизировать содержание знаний об общественной жизни в программе, воспитания в детском саду, найти средства и методы формирования представлений и воспитания социальных чувств, показали потенциальные возможности разных видов детской деятельности, особенно игры.

Наряду с явной значимостью этих исследований для теории и практики воспитания дошкольников необходимо отметить и недостатки в подходах к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Так, везде главный акцент делался на отборе знаний и усвоении их детьми; социальный мир был ограничен общественной жизнью взрослых; изучался в основном старший дошкольный возраст; практически не рассматривалось влияние знаний социальной действительности на нравственное развитие ребенка.

Конец 80-х и начало 90-х гг. характеризуются определенным затишьем в изучении проблемы восприятия знаний об общественной жизни. И лишь с середины 90-х гг. научный интерес к данной проблеме стал возрождаться. Однако содержание исследований совершенно изменилось. Теперь предметами изучения становятся вопросы социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Г.Г.Зубова, Е.П.Арнаутова , Н.А. Разгонова и др.), осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, OA Князева, С. Е. Шукшина), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), формирования у ребенка картины мира (Л.Ф. Купецкова ) и многие другие.

Современные исследования проблемы ознакомления детей с социальной действительностью напрямую связаны с изучением механизма социализации личности ребенка. В разных исследованиях есть близкие концептуальные основания, но ученым еще предстоит сформулировать их более четко.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей