Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ознакомление с социальной действительностью

Приобщение ребенка к социальному миру

 Приобщение ребенка к социальному миру Уважаемые коллеги — воспитатели, родители детей дошкольного возраста! Если вы понимаете воспитание как процесс длительный и кропотливый, требующий от вас знаний, терпения, большой любви к детям, процесс, в котором первую скрипку играет сам ребенок, а вы умело, профессионально и тактично помогаете ему становиться человеком, — наша программа для вас.

В ней вы найдете материал, с помощью которого вам удастся развить в ребенке интерес к миру людей и к самому себе, пробудить желание воспитывать самого себя. Трудно для дошкольника? Давайте попробуем!

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития значительно выше, чем это принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. Дело не только в том, что ребенок способен усваивать значительно больший объем информации, что при соответствующем обучении, основанном на учете индивидуального темпа и закономерностей развития, он раньше приобретает умения анализировать и сравнивать, понимать причинно-следственные связи и зависимости, делать самостоятельные умозаключения. Важно и то, что уже в дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка; способствовать воспитанию уверенности в себе, воли; развитию эмпатии , доброжелательного отношения к людям; заложить основы планетарного мышления, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Основные положения и структура программы

Цель нашей программы — помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважением к людям.

Реализация программы потребует от педагогов и родителей восстановить, а быть может, и пополнить их знания из разных наук — анатомии, астрономии, географии, истории, литературы, этнографии. Понадобится и знание национального искусства, религии.

Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование у ребенка мировоззрения — собственного видения мира, картины мира.

В традиционных программах воспитания и обучения дошкольников явно прослеживается приоритет знаний над чувствами. Это вносит в процесс морального развития формализм, а в процесс интеллектуального развития мотивацию узнавать, запоминая, а не узнавать, осознавая.

Данная программа построена на следующих концептуальных положениях:

1. Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста осуществляются в тесном единстве, они взаимно мотивированы и носят у детей преимущественно прагматический характер. Между тем развитие воображения, простейших форм логического и абстрактного мышления, активное формирование самосознания и самооценки, социальных чувств позволяют уже на этапе дошкольного детства закладывать основы творческого начала личности.

Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Именно эти знания позволяют ребенку осознанно включаться в процесс самовоспитания. Конечно, дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, понимание своей человеческой сущности, постепенное осознание себя, своих возможностей будут способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, мысли, переживания, поступки.

4. При разработке конкретных знаний мы учитывали, что знания о социальной действительности должны выполнять в процессе социализации личности триединую функцию: нести информацию (информативность), вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность ), побуждать к деятельности, поступкам (побудительность). Каждая из составляющих обозначенного триединства имеет свою специфику.

Так, информативность, объективно присущая знанию, не является таковой для ребенка, если знания слишком сложны или слишком просты. И в том и в другом случае они не могут быть для конкретного ребенка информативными. Слишком сложные знания становятся барьером к восприятию. Например, ребенок не может понять все ана-томо-физиологические особенности функционирования человеческого организма. И если бы мы попытались объяснить их ему, то очень скоро он перестал бы нас слушать, а значит, принимать информацию. Если же знания слишком просты и уже давно перешли для ребенка из области неясных в область ясных (Н. Н. Поддьяков ), то и в данном случае информативность знаний будет предельно занижена. Поэтому в нашей программе мы стремились отбирать знания, которые находятся между высшим и низшим порогами информативности.

Так как наша цель не только сообщать детям знания, но и вызывать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать развитию социальных эмоций, чувств, то вторая (не по значимости) составляющая — эмоциогенность — чрезвычайно важна. Но и она реализуется лишь в том случае, если информация ложится на уже имеющийся социальный опыт, на предрасположенность ребенка к восприятию знаний, вызывающих переживания.

И наконец, процесс познания социальной действительности не будет полным, если то, что ребенок узнает, не будет находить выражение в разнообразных формах его собственной деятельности. Но знания должны к этому побуждать, стимулировать детскую активность. Можно, например, сформулировать сведения в программе так: На Земле много стран, в них живет много разных людей... Информативность налицо, возможно, что эта фраза вызовет интерес детей. Но побуждает ли она ребенка к активности, к деятельности? А ведь воспитатель чаще всего именно так и декларирует знания.

Мы преднамеренно выбрали для написания нашей программы такой стиль, чтобы она исходно ориентировала педагога на побудительную функцию знаний. И фраза, указанная выше, в нашей программе звучит так: ...Если ты внимательно посмотришь на глобус (карту), то увидишь, как много на нем разноцветных участков. Покажи их. Это разные страны. Есть на глобусе и твоя страна, Россия, в ней мы живем. Давай найдем ее...

5. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Скорость и глубина познания очень индивидуальны и частично связаны с возрастом. Многое зависит от характера накопленного ребенком социального опыта, от его пола, от особенностей развития эмоциональной и познавательной сфер и др. Поэтому ориентироваться следует не только на возраст, но и на фактическое освоение программы.

Познавательный материал всех разделов может преподноситься всем детям в сокращенном виде, а тем, кто проявит особый интерес и понимание, — полностью.

Информативная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение поисково-экспериментальным (продуктивным) проблемным методам.

Особое внимание мы уделяем организации и стилю воспитательной работы, так как именно они служат базой и показателями успешности предлагаемой программы.

Воспитательная работа должна быть направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, был убежден в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Он должен знать не только свои обязанности, но и права. Ребенок не изолирован от всех других детей, его объединяет со всеми интересная совместная деятельность. В общении с детьми и взрослыми он овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения со взрослыми доверительные, доброжелательные, но неравноправные: ребенок понимает, что он многого еще не знает, не умеет, что взрослый более образован и опытен. Поэтому нужно прислушиваться к его советам и словам. Однако ребенок понимает (и это от него не скрывается), что не все взрослые хороши, учится отличать хорошие поступки от дурных .

Взрослые в общении с детьми стараются избегать повелительного тона, чаще выражать веру в его силы и возможности. Вместо ты должен это сделать говорится ты можешь, вместо не делай так — сделай так. Очень важно, чтобы в жизни детей было больше смеха, шуток, сюрпризов, музыки, ситуаций, требующих проявления внимания и заботы друг о друге. Воспитатель поддерживает малейшее проявление творчества, инициативы, самостоятельности, доброжелательности, очень внимателен к тому, чтобы никто не нарушал права ребенка.

В дошкольном учреждении дети чувствуют себя хозяевами — это их дом, поэтому они хорошо знают помещение, свободно и самостоятельно ориентируются в нем. Вместе с воспитателем обустраивают свою групповую комнату, периодически по желанию меняя обстановку. В помещении дошкольного учреждения есть места уединения, дающие возможность ребенку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий, для проведения опытов, для труда. В целом в дошкольном учреждении царит обстановка занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости. В повседневной жизни в группе часто звучит музыка. Дети могут работать под музыку, по желанию включать магнитофонные записи любимых песен. Музыкальная окрашенность жизни будет создавать жизнерадостность, оптимистическое мироощущение.

Программа Я — Человек включает четыре больших раздела: Что я знаю о себе, Кто такие взрослые люди, Человек — творец, Земля — наш общий дом. Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание:

Что я знаю о себе Мой организм,

Мои чувства, Мои мысли, Мои поступки, Мои умения,

Моя семья, моя родословная, Как мы живем в детском саду.

Кто такие взрослые люди Дети и взрослые,

Зачем и как работают взрослые люди, Зачем и как люди отдыхают.

Человек — творец

Предметы рукотворного мира, Человек создает технику, Живая, неживая природа и человек, Материалы, созданные человеком, Человек — художник.

Земля — наш общий дом

Что такое Земля, Какие люди живут на Земле, Как люди заселили Землю, Твоя страна, твой народ.

Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

Одним из условий реализации программы мы считаем естественное вхождение в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. Такие цели реализуются на фоне определенного познавательного материала, содержание которого воспитатель черпает из нашей программы. В соответствии с содержанием, его особенностями определяется стержневая деятельность, т. е. та деятельность, которая наиболее адекватна реализации задач. Это могут быть в одном случае игра, в другом — труд, в третьем — занятие, познавательная деятельность. Все другие виды деятельности выполняют компенсаторную функцию, т. е. дополняют то, что не может дать стержневая деятельность. Формы работы с детьми разные: коллективные, подгрупповые и индивидуальные.

Мы рекомендуем еженедельно проводить занятия следующих видов:

Познавательные эвристические беседы.

Чтение художественной литературы.

Изобразительная и конструктивная деятельность.

Экспериментирование и опыты.

Музыка.

В повседневной жизни должны иметь место игры (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные), наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, индивидуальные беседы, праздники и развлечения.

Чтобы программа реализовывалась наиболее эффективно, предложим несколько советов.

Совет первый: не усложняйте нашу программу. Не надо читать детям курс анатомии, физиологии, психологии, истории и др. Наша цель — дать первоначальные представления, вызвать интерес к познанию себя, других людей, мира. При этом ни на минуту нельзя забывать, что перед нами ребенок дошкольного возраста, который познает мир прежде всего чувствами, а уж потом головой. Наши рассказы должны быть просты и понятны, без научных терминов, но научно достоверны.

Совет второй: беседуйте с ребенком тогда, когда ему хочется разговаривать с вами на данную тему. Никогда не принуждайте его к разговору. Разговор должен возникать естественно: на прогулке, вечером, перед едой, во время умывания и т. д. Старайтесь пробудить в ребенке интерес к беседе, желание не только отвечать, но и самому задавать вопросы. Учите детей этому.

Совет третий: не спешите с ответом на ваш вопрос или вопрос ребенка. Предложите сначала, чтобы он подумал сам, поискал ответ в книге или понаблюдал, провел опыт. Опосредованно, не прямо подведите ребенка к правильному заключению. Пусть он переживет состояние первооткрывателя, свою эврику .

Поддерживайте ребенка уверенностью в том, что он обязательно САМ додумается, поймет, решит трудную задачу. Похвалите его за самостоятельное решение, расскажите о его подвиге другим детям, близким. Если же ребенку не удалось самому найти ответ, помогите ему — познакомьте с логикой своих рассуждений и снова выразите уверенность, что когда-то он и сам сможет решать подобные задачи. Проявляйте побольше терпения и уважения к интеллектуальному потенциалу ребенка!

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей