Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ошибки родителей

Теория

Чтобы понять некоторые принципы, необходимо услышать их четко сформулированными. Мы должны знакомить наших детей как с практикой, так и с теорией, не ограничиваясь одними действиями, доступно объяснять некоторые аспекты общественной жизни. Мне случалось много раз рассказывать в классе об актуальных событиях, о недавнем прошлом, и я наблюдала, что по большей части ученики не в состоянии связать их с семейной хроникой. Слишком часто ребята не способны ассоциировать, например, факт, что "отец во время войны был в горах", с Сопротивлением, о котором они с удовольствием слушают, но считают его далеким прошлым, ничего общего не имеющим с сегодняшним днем. Помню, однажды в классе я рассказала о драматическом событии, которое произошло в 1944 году. Меня слушали с интересом, но мои акции подскочили на следующий день, когда одна из учениц громко и взволнованно сказала: "Знаете, синьора, история, что вы вчера рассказали, настоящая! Мама об этом знала, там был мой дядя, он как раз один из тех партизан, о которых вы говорили..." Весь класс был поражен и восхищен. Из этого эпизода я сделала два вывода: первый, довольно унизительный для себя, ученики обычно мало верят в подлинность моих повествований, второй, конструктивный, необходимо привлечь к сотрудничеству хотя бы те семьи, которые считают своим долгом делиться с детьми воспоминаниями, объяснять им смысл своего жизненного опыта. Тогда дети не будут разделять свой умственный багаж на две изолированные части и научатся увязывать знания, полученные в школе, с действительностью.

Практика

Еще чаще встречается другая ошибка: чрезмерное теоретизирование, не подкрепленное соответствующим поведением. Некоторые с большой страстью и убежденностью декларируют свои принципы, но редко руководствуются ими в повседневной жизни. Например, родители одной моей ученицы придерживаются левых убеждений, они активные члены партии, но стремятся создать привилегии для своей дочери как в школе, так и дома. Естественно, в ее поведении отражается это противоречие. Она часто обоснованно и категорически осуждает колониализм и расизм, любит слушать мои объяснения по этому поводу, дискутирует, задает вопросы, заражает своим пламенным негодованием подруг, вовлекает их в обсуждение и вместе с тем может унизить ледяным высокомерием некоторых неловких, недостаточно модно одетых одноклассниц: они, видите ли, оскорбляют ее хороший вкус, ее исключительные светские манеры. Иногда родители убежденно участвуют в демонстрациях против расизма, живо интересуются проблемами отсталого юга Италии и вместе с тем позволяют себе едко и презрительно говорить о переселенцах с юга, словно они в каком-то смысле ниже нас. Некоторые пренебрежительные фразы, брошенные скорее по привычке, чем со злым умыслом, могут зародить в детском уме подозрение, что есть люди, относящиеся к низшей категории, о них можно отзываться с иронией либо с презрением. Или, скажем, рабочий, отличающийся классовым самосознанием, активный участник политических мероприятий, лишь только благосостояние позволяет ему, спешит обеспечить ребенку такую жизнь, чтобы он стал вровень с "синьорами", от которых сам гордо отмежевывается. Он тратится на дорогостоящие подарки, на запись в привилегированные спортивные клубы, запрещает сыну ходить к некоторым детям, играть с ними на улице вдруг оказалось, что они "вульгарны". И вот в сочинениях маленьких жертв такого воспитания появляются фешенебельные курорты, великосветские рауты разумеется, чистой воды вымысел, вполне в духе образа жизни, который сулили явно или полунамеком.

Боязнь за детей

Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы желать детям лучшей жизни. Я вовсе не сторонница лицемерного морализирования типа: "Довольствуйся тем, что имеешь, и не пытайся стать значительнее, чем ты есть". Сущность моего утверждения иная: "Да, пытайся улучшить условия своей жизни; да, предоставь своим детям все возможности, чтобы им жилось лучше, чем тебе, но не стремись вырастить из них выскочек, которые стыдятся принадлежности к определенному социальному классу, стесняются своего происхождения, стараются забыть его сами и не напоминать о нем окружающим, уклоняются от борьбы, становясь либо потерянными людьми, либо, еще хуже, орудием того общества, против которого мы всю жизнь боролись". Такое наблюдается слишком часто и в достаточно широком диапазоне, поэтому необходимо бить тревогу в этом заключена опасность! Наш долг предоставить детям средства борьбы, чтобы они делали это лучше нас, более сознательно, эрудированно, авторитетно, а не подыскивать им оправдания для отказа от нашего дела. Многие родители хотят дать детям образование, помочь подняться по социальной лестнице и считают, что они тем больше будут преуспевать в учебе и карьере, чем меньше будут думать о своем происхождении, и что их будут меньше "преследовать", если политическая и социальная позиция семьи окажется затенена. В других семьях боятся, что дети, воспитанные иначе, чем их сверстники, пострадают от изоляции. Несмотря на объективные и субъективные трудности, необходимо побороть боязнь, которая заставляет нас молчать. Иначе наше примиренчество неизбежно отзовется на них, они почувствуют в семье разногласие и фальшь. Наше смущение может передаться им, а то и породить робость, вот тогда они и в самом деле почувствуют себя не такими, как все, и будут инстинктивно держаться в стороне.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей