Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ошибки родителей

Назойливость

По существу, мы беспрестанно, хотя и ненамеренно бываем назойливы. Желательно избегать этого и помалкивать, коль скоро есть хоть тень сомнения, что мы можем допустить бестактность. В этом довольно трудно преуспеть, поскольку неправильно понятое чувство долга и ответственности побуждает нас вмешиваться в дела детей, настаивать, шантажировать, ходить вокруг да около, пока они с нами не поделятся. И вот тайна нарушена, прелесть ее пропала, обе стороны огорчены и разочарованы. Или мы замечаем, что посягнули на тайну ребенка зря, и завершаем тягостный диалог, стесняясь, что употребили слишком сильные выражения и укоры, непропорциональные случаю. У меня произошло подобное с Карлоттой, когда ей было девять лет. Перед сном отец напомнил ей, что надо почистить зубы. Она пошла в своей пижамке, подпрыгивая, к ванной и внезапно остановилась:

Послушай, мам... -Что?

Нет, ничего... Я хотела спросить у тебя одну вещь, но передумала, я все равно уже уверена.

В чем?

Ни в чем, я подумала одну плохую вещь и теперь постараюсь забыть ее.

Плохую? начала я беспокоиться. Ты задумалась о чем-нибудь? Тебе что-то сказали?

Я понимала, что ступаю на опасный путь, но была слишком взволнованна, чтобы отступать.

Нет, мама, у меня была одна ужасная мысль, лучше об этом не думать, и пошла в ванную. Когда она возвращалась, я снова начала исподволь:

Послушай, я не хочу быть назойливой, но если тебя мучает дурная мысль, может, я могу помочь? Тебе рассказали или ты увидела что-нибудь неприятное, чего стыдишься?

Да, я стыжусь. Но никто мне ничего не говорил, я сама себе представила. А потом подумала, что ошибаюсь и что моя мысль слишком ужасна, мне стало стыдно, что я так подумала. Лучшее, что ты можешь сделать для меня, помочь забыть об этом, заключила она спокойно. Карлотта даже не представляла себе драматичности некоторых выражений, почерпнутых из книг, и считала, что их можно запросто употреблять в разговорной речи. Ее спокойные глаза и спокойный голос в сочетании с такими словами потрясли меня, я не сомневалась: дочь обуревают мысли и эмоции, серьезности которых она и не понимает. Я немилосердно настаивала, убеждала, что исповедь принесет заметное облегчение. Она просияла:

Так ты говоришь, если я тебе признаюсь, мне станет легче?

Конечно!

Тогда слушай! Я подумала: папа всегда посылает меня чистить зубы, а сам-то он их чистит? Потом я вспомнила, что видела, как он их чистит.

И пошла спать, как всегда растрепанная и веселая, а я медленно приходила в себя, не зная, то ли смеяться, то ли искать оправданий отсутствию у меня самообладания. Как я могла забыть, что серьезные проблемы Карлотта всегда обсуждает со мной?

Излишняя деликатность

Случается, что мы кривим душой и выдаем за деликатность ее суррогат стремление отделаться от того, что нам в тягость. Нам не хочется сопровождать детей в кино? И оправдание готово: они же самостоятельные, достаточно взрослые, чтобы сходить туда самим. У нас нет желания разговаривать с учительницей? Мы уверены, что ребенок сам не хочет этого разговора? Вот мы и воздерживаемся от проявления бестактности.

А на самом деле ребенку хотелось бы пойти в кино с нами, ему нравится наше общество значительно больше, чем мы можем себе представить, ему доставляет удовольствие наш интерес к школьным делам и наши дружеские отношения с симпатичной учительницей. Мы порой не замечаем, что дети хотят нашего общества, но они тоже деликатны и понимают, что нельзя настаивать. Это качество мы, как правило, не принимаем во внимание, поскольку знаем, с каким упорством дети обычно добиваются своего, вынуждая нас уступать. И тем не менее деликатность проявляется у них в самых неожиданных обстоятельствах. Я столкнулась с этим во время рождественских праздников, и опыт был весьма поучительным.

Накануне каникул Карлотта мне сказала:

- Если хочешь посмотреть, как красиво мы украсили класс, то приходи сегодня, учительница предупредила, что можно прийти в полчетвертого.

- Не знаю, смогу ли я в это время, но постараюсь.

По правде говоря, идти мне не хотелось -шел снег.

- Ладно, если сможешь, приходи, а не сможешь не надо.

К трем часам снегопад прекратился, и я все-таки пошла.

В классе были все сорок пять учениц, одинаково одетые, в белых передниках с голубыми бантами. Мне не сразу удалось выделить из них Карлотту, наконец я заметила ее на второй парте и увидела совсем другой, словно со стороны, не единственной очаровательной девочкой, какой мы считаем ее дома, а одной из многих таких же миловидных одноклассниц. По сигналу учительницы девочки сели и начали петь рождественские и другие довольно сложные песенки. Дочь никогда мне об этом не рассказывала. Класс был украшен блестящими игрушками, среди которых я узнала наши. Карлотта просила разрешения взять их, ничего не объяснив. Присутствовали многие матери. Значит, это был сюрприз, догадалась я, наблюдая, как Карлотта переводит сияющий взгляд с меня на учительницу. Только сейчас я поняла, сколь глубока связь учительницы с ученицами, сколь привязана моя дочь к школе, и именно в этом теперь проявляется ее личная жизнь, индивидуальность, которую я в основном не принимала всерьез. Как хорошо ты, мама, сделала, что пришла,- порадовалась Карлотта, когда мы возвращались домой и она вприпрыжку бежала рядом со мной по улице.

Я не знала, что у вас такой замечательный праздник и что тебе он так нравится. Почему ты мне ничего не говорила?

Зачем же, я бы испортила сюрприз. Я и так знала, что если ты сможешь, то непременно придешь.

Этот разговор научил меня двум истинам: первое наши дети хотят нашего присутствия чаще, чем мы предполагаем, и, доверяя нам, считают, что мы сможем угадать их желания. Они уверены, что достаточно нас позвать, и мы придем, если будет малейшая возможность, поскольку всегда хотим быть с ними. И второе дети убеждены, что у нас действительно очень важные дела и мы не можем посвящать им больше времени и внимания, чем это делаем. Они верят, точнее, мы их заставили верить, что непрочитанная газета или ненатертый пол непреодолимые препятствия для нашего общения.

Наше присутствие

Может быть, предыдущее утверждение вступает в противоречие со всем, что я до сих пор говорила. Но мы знаем ничто нельзя возводить в абсолют, что нет правил без исключения, что отношения родителей с детьми в каждой семье складываются по-разному, что идентичные на первый взгляд проблемы разрешаются различными способами. Посему, хотя и нужно стараться не быть бестактным, не следует, однако, слишком опасаться помешать детям: они, по крайней мере до определенного возраста, жаждут нашего присутствия и счастливы, когда мы рядом с ними. Какой смысл лишать как их, так и себя этого счастья! Нужно удовлетворять по возможности их желания, пока это им нужно, ибо порог отрочества близок и они захотят переступить его самостоятельно в поисках нового жизненного опыта, новых лиц. Сложно уловить момент, когда необходимо спрашивать "разрешения" на наше присутствие. Но мы сумеем и угадать его, и смириться с ним, если не будем эгоистичны, хотя нам и кажется невозможным отказаться от восхитительной близости с ребенком, который рассказывает нам о событиях в школе, или горестно делится подробностями ссоры со своим другом, или настаивает, чтобы мы купались вместе, словно наше присутствие придает завершенность его счастливому общению с морем. До сих пор вопрос "Когда наши дети хотят нашего присутствия, а когда его отвергают?" остается открытым. Думаю, ответ таков: нашего присутствия они никогда не отвергают, всегда принимают его с радостью. Главное, чтобы оно не воспринималось как тягостное ограничение их свободы. Поэтому нужно постоянно быть настороже, изучать и познавать своего ребенка, да и самих себя, чтобы в каждом частном случае понять, нужно ли проявление нашей дружбы или достаточно молчаливого присутствия.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей