Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Ошибки родителей

Половое воспитание

Отвечать на вопросы

Детям нужно отвечать обстоятельно, без попыток стыдливо обойти вопрос, ни в коем случае не отделываться фразой: "Узнаешь, когда подрастешь". Такой ответ подогревает любопытство, придает ему нездоровый характер, подталкивает искать объяснений в самых неподходящих источниках, трактующих все в извращенной, непристойной форме.

Это особенно относится к сексуальным темам.

Дети начинают задавать вопросы, когда тема их интересует и они уже в состоянии выслушать и понять ответ. Кто избегает удовлетворить их любопытство, повинен не только в лени, но и в непорядочности: он лишает ребенка законного права знать и вынуждает его получать искаженную, опошленную информацию. Мне возразят, что говорить на некоторые темы затруднительно и неловко. Но всем известно, что существует научно-популярная литература, написанная специально для родителей. В этих книгах приведены некоторые драматические случаи - последствия неверного полового воспитания, а то и полного его отсутствия. Достаточно вспомнить наше детство и отрочество, наше нездоровое любопытство, отталкивающие разговоры с одноклассниками, вульгарные смешки старших, вспомнить наше тогдашнее смущение и чувство вины при чтении самых высоконравственных книг, как только мы наталкивались на темы, которые считали непоправимо стыдными, муки от того, что нас преследовали оскверняющие образы и мы были не в силах противостоять им, и еще развязность, с которой мы похвалялись перед товарищами "глубокими" познаниями в этом вопросе, - и мы осознаем необходимость оградить наших детей от бесполезных переживаний, горечи, от заблуждения видеть грех там, где его нет. Рано или поздно ребенку станет очевидна причастность родителей к этим вопросам, что может привести к кризису отношений, натянутости, пусть даже временной. Возникает и другое осложнение наша стыдливость, которую необходимо преодолеть, хотя это и тяжело. Не все в воспитании детей легко и приятно. Разве пословицы и избитые фразы не твердят нам, что мы приносим детям жертвы? Отказ от ревниво охраняемой тайны может служить примером такой жертвы.

Предупреждать вопросы

Во время учебы в университете, я подрабатывала репетиторством. Моим учеником был прекрасно воспитанный четырнадцатилетний мальчик, очень привязанный к матери, единственный сын красивой и энергичной синьоры. Однажды она позвонила мне, чтобы я не приходила, мальчику нездоровится, она сообщит, как только он поправится. Через несколько дней я снова пришла. Мальчик осунулся, был бледен и серьезен. Мать поведала мне, что произошло. В тот день он пришел из школы потрясенный и не хотел рассказывать, что с ним случилось. У него начался жар. Наконец, рыдая, он намекнул на "открытия", которые ему преподнес товарищ по школе в столь грубых и непристойных выражениях, что у него не хватало мужества их повторить. Мать, разумеется, постаралась смягчить неприятные впечатления, но, когда мальчик заявил, что не хочет думать о ней "такое", она поняла: назрела необходимость поставить все точки над "i", хотя и несколько запоздало, объяснить все спокойно, в правильных выражениях. Мальчик еще долго был в подавленном настроении. Он не отличался повышенной впечатлительностью, но все дело в том, что его "просветил" вульгарный и невоспитанный сверстник. Родители считали его ребенком, которому еще рано знать некоторые истины, и, как обычно в таких случаях, чрезмерно оберегали его от всяких непредусмотренных потрясений и нежелательного жизненного опыта. Привело это к тому, что ему ни разу не попались ни человек, ни книга, ни событие, которые пробудили бы его любопытство, натолкнули на вопросы. И никто не подумал, что предупреждать вопросы надо именно для того, чтобы избежать неприятных открытий. Не нужно драматизировать события или исступленно опасаться жестокостей, о которых пишут в газетах, но и не следует допускать, чтобы дети вели себя беспечно, слушались первого попавшегося проходимца, стоит ему предложить конфетку или пообещать прокатить в машине. Короче говоря, нужно пробудить в детях бдительность. По поводу незнакомцев, агрессивных с детьми, на мой взгляд, допустима и правдоподобная ложь. Мы можем выдать их за воров и похитителей, ибо незрелые детские умы часто не воспринимают реальной опасности, а если в редких случаях и осознают ее, то она становится для них навязчивым кошмаром.

Честность ответов

В любом случае отвечать на все вопросы детей необходимо честно и просто. Таково единственное правило, общее для всех, никаких более точных указаний я не могу дать. Принимая во внимание, что каждый ребенок не похож на другого и обстоятельства все различны, половое воспитание в школе не даст должного эффекта, если не будет опираться на серьезную поддержку в семье, где ребенка можно до конца изучить и понять. В основном должна воспитывать семья, в том числе и сексуально, и никто лучше не может выполнить эту задачу, найти более уместные слова и моменты. Десятилетиями мы росли в атмосфере предрассудков, полунамеков, возмущенных восклицаний при виде полнокровной девочки в бикини. Нам так трудно осуществлять половое воспитание, потому что мы сами в нем нуждаемся. И вот мы часто ходим вокруг да около, пытаемся слегка идеализировать или морализировать, но это абсолютно бесполезно дети нас незамедлительно разоблачают. Когда я объясняла Тонино и Альберто, что существенным фактором для продления рода является большая любовь и она существует только в браке, они обезоружили меня следующим возражением: А как же Рина (наша знакомая девушка) ? Беременна, но не замужем? Она еще плакала и говорила, что Антонио ее не любит? Разве насекомые не размножаются? А они друг друга не любят, тем более что женская особь часто пожирает мужскую после оплодотворения! Познания детей в зоологии значительно облегчили мою задачу, я отбросила всякое лицемерие. С Карлоттой дискуссия затянулась еще дольше: когда она узнала, что с наступлением половой зрелости девушка может родить ребенка, она поинтересовалась, а зачем же выходить замуж, и мне стало ясно, что детям значительно проще объяснить законы природы, по которым происходит размножение, чем социальные и исторические корни супружества.

Естественно, все мои объяснения звучали несколько абстрактно, и, как часто бывает, некоторые примеры из жизни животных дополнили половое воспитание всех троих.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей