Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Нравственное воспитание в детском саду

Воспитание в труде

 Воспитание в труде Одной из самых ответственных задач, стоящих перед педагогом средней группы, является воспитание у детей желания и умения трудиться, составляющих основу формирования важного нравственного качества — трудолюбия.

При воспитании трудолюбия и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать сохранившуюся связь игры и труда. И часто хороших результатов удается достичь путем переноса действий из творческой игры в жизнь,

Например, в бытовых играх ребята нередко затевают стирку. Сначала это делается понарошку, затем условные действия становятся реальными — дети по-настоящему стирают кукольную одежду, постельное белье с кроваток кукол. Так, в предпраздничные дни, когда приводится в порядок все хозяйство группы, организуется большая стирка. Дети охотно принимают в ней участие. Важно при этом учить их все делать тщательно: постирать вещь так, чтобы она стала чистой, хорошо прополоскать, отжать, просушить, а потом погладить. Вначале эти уроки трудолюбия эпизодичны, но к концу пребывания в средней группе дети могут полностью взять на себя заботу о чистоте кукольной одежды.

Дети пятого года с готовностью помогают воспитателю навести порядок в шкафу, вымыть комнатные растения, починить сельскохозяйственный инвентарь (к этим делам особенно охотно присоединяются мальчики). Важно, чтобы этот труд оставил у детей приятные воспоминания. Большое значение имеет оценка труда детей, поощрение их аккуратности, старания дружно, совместными усилиями достичь результата. Дети с радостью видят, что и их руками сделана часть общей работы. При этих условиях у детей создается оптимистическое настроение, возникает желание трудиться еще лучше.

К пяти годам ребенок может и дома принимать участие в стирке некоторых вещей (фартучек, носки, рубашечка младшего брата или сестры), и важно, чтобы воспитатели советовали родителям давать такие поручения, поощряя ребенка, помогая ему советом и практическими действиями.

Труд близких людей — родителей и других старших членов семьи, работников детского сада —должен быть в центре внимания ребенка этого возраста. Важно уже в средней группе показать детям общественный характер труда, его направленность на благо других.

Между тем в практике нередко при ознакомлении с трудом взрослых больше внимания уделяется количеству впечатлений, которые дети получают па экскурсиях, при рассматривании картин, отображающих труд людей, чем воспитанию добрых чувств к взрослым, благодарности за их заботу,—эта задача оказывается на втором плане, а иногда и вовсе забывается.

Для воспитания трудолюбия и самостоятельности у детей большое значение имеют наблюдения за коллективным трудом взрослых. Важно, как об этом свидетельствуют передовой опыт и научные исследования, использовать прием подражания определенным, конкретным лицам. Полученный таким путем знания о труде взрослых развивают положительные чувства детей, становятся содержанием их ролевых игр, изобразительной деятельности, пробуждают их трудовую активность.

Важное значение приобретает разнообразный труд самого ребенка.

Дети средней группы способны проявлять в труде известные усилия. Поэтому необходимо последовательно усложнять задачи, которые ставятся перед детьми, чтобы они были им по силам, но представляли определенную трудность.

Воспитателю следует иметь в виду, что участие детей младшего и среднего дошкольного возраста в труде еще не является столь планомерным, как на старшей ступени. В связи с этим нужно определить формы сотрудничества взрослого и ребенка при выполнении общей работы. Особое значение приобретают трудовые поручения. Это именно та форма организации детской деятельности, которую наиболее эффективно может использовать педагог в трудовом воспитании детей данного возраста.

Трудовые поручения даются детям в разное время дня. Так, утром, когда дети собираются в детском саду, всегда кому-то надо помочь при раздевании. Взаимопомощь здесь особенно естественна. Практикуется как индивидуальная, так и совместная работа по уходу за обитателями уголка природы; полить растения могут одновременно двое ребят. Дети еще многое не умеют делать, поэтому, давая поручение, педагог имеет в виду не только практическую сторону труда, но и необходимость поупражнять своих воспитанников в том, чем они не овладели. Некоторые трудовые поручения бывают вызваны жизненной необходимостью: устранить возникший беспорядок, расставить стулья по местам, переставить столы перед началом занятий, что-то поднять. В этих поручениях задача, поставленная перед ребенком, решается сразу, и он тут же видит наглядный результат. Такие поручения приучают детей быстро ориентироваться в окружающей обстановке, способствуют воспитанию сообразительности, исполнительности, ловкости.

Можно выделить группу поручений, которые включают несколько взаимосвязанных действий, например: полить растения, накормить животных, рыбок, помыть кисти и чашечки после рисования красками. Они чаще выполняются без непосредственного контроля воспитателя, а иногда и в его отсутствие (мытье кисточек в умывальной). Эти поручения вводятся тогда, когда у детей накапливается некоторый опыт пользования орудиями труда, умение организовать рабочее место, хотя бы элементарно спланировать предстоящую деятельность. Они рассчитаны на постепенное развитие ответственного отношения к делу, на укрепление самостоятельности, уверенности в своих силах.

Следует иметь в виду и ту группу поручений, выполнение которых связано с получением отсроченного во времени результата. Например, дети выстирали кукольную одежду, а снова надеть ее куклам можно только после того, как она высохнет и будет выглажена.

Для детей пятого года жизни эти поручения сопряжены с известными трудностями, и без дополнительных напоминаний они чаще всего остаются невыполненными (Лук посадили, но ведь его надо каждый день поливать, Одежда кукол высохла — теперь ее можно погладить), по они ценны в воспитательном отношении, так как приучают детей планомерно заботиться о чем-то, мысленно возвращаться к сделанному, воспитывают устойчивое отношение к труду.

Важно, чтобы выполненное поручение было оценено педагогом, только при этом условии оно будет иметь воспитательное значение.

В практике нередко наблюдается неравномерное распределение поручений между детьми группы: педагоги чаще дают поручения более активным детям, которые с готовностью отзываются на любое предложение воспитателя. Естественно, что при этих условиях поручения как средство воспитания положительного отношения к труду оказываются эффективными в отношении лишь части детей, которые проявляют большую активность. Те же дети, которые не получают поручений, с неохотой берутся и за такие трудовые обязанности, которые начинают носить все более планомерный характер, переходя в дежурство.

Если на предшествующей возрастной ступени основным видом труда является самообслуживание и отдельные трудовые поручения, то в средней группе главное внимание уделяется труду, направленному на общую пользу. Наиболее доступной формой такого труда для детей данного возраста и являются дежурства. Некоторые навыки по накрыванию стола к завтраку, обеду дети получили к концу пребывания в младшей группе, не тогда они действовали под непосредственным руководством, воспитателя, с его помощью. Дети средней группы могут и должны самостоятельно справляться с этими обязанностями.

Для формирования у детей чувства ответственности, для закрепления заботливого отношения к товарищам педагог постепенно привлекает ребят к дежурствам (вначале только по столовой, а через 2—3 месяца по занятиям), внимательно наблюдает, как они относятся к выполнению своих первых общественных обязанностей, как у них складываются взаимоотношения.

Важно, чтобы в дежурствах принимали участие все дети и порядке установленной очередности. Необходимо следить и за тем, чтобы обязанности равномерно распределялись между дежурными, чтобы более активные и умелые не отстраняли тех, которые еще не все умеют делать быстро и ловко. Воспитателю следует договориться с няней, чтобы она не делала то, что поручается дежурным. Работу дежурных следует оценивать, поощрять старание, замечать достижения тех детей, у которых раньше что-то не получалось. Постепенно к этой оценке следует привлекать и детей: это повышает их заинтересованность, помогает усвоить требования, которые предъявляются к дежурным.

Во втором полугодии все большее место начинает занимать регулярный труд в природе. Зимой и ранней весной дети сами ухаживают за растениями, за рыбками, белкой, птичками, черепахой. Этот труд имеет особенно большое значение в нравственном воспитании — дети приучаются к-ответственному выполнению своих обязанностей, ведь если они забудут проявить заботу о живом существе, оно может погибнуть. Наряду с этим дети усваивают известный круг сведений о том, чем надо кормить то или иное животное, сколько требуется воды для поливки комнатных растений, учатся наблюдать за их ростом и развитием, замечать происходящие изменения.

Педагог поощряет проявления трудолюбия, стремление действовать самостоятельно, оказывает помощь тем ребятам, которые испытывают затруднения. Наряду с этим он замечает небрежность у отдельных детей, их стремление сделать все побыстрее, кое-как. Важно и у этих детей вызвать интерес к животным, научить их ухаживать за ними. С этой целью можно использовать короткий рассказ о животных, об их повадках, о привязанности к людям. При этом нужно пояснить детям, что когда животные попадают в неволю, то заботу о них берет на себя человек: он устраивает им удобное жилище (дупло для белки, аквариум с чистой водой и водорослями для рыбок, клетку с жердочками для птичек и др.), старается создать условия, близкие к естественным, к которым животное привыкло.

Дети непременно должны получить четкие разъяснения о том, нем и в каком количестве кормить рыбок, птиц и других животных, твердо усвоить, что при нарушении норм пищевого рациона животное может погибнуть. Полученные знания служат важным условием осознания требований к уходу за животными, побуждают заботливо относиться к живым существам, чувствовать ответственность за их благополучие. На этой основе вырастают важные начала развивающегося гуманизма. Проявляясь в малом, они предупреждают возникновение равнодушия, пробуждают любознательность, инициативу.

Распределяя поручения по уходу за обитателями уголка природы, воспитателю, особенно на первых порах, следует объединять тех детей, которые не проявляют интереса К природе, с теми, которые любят животных, охотно за ними ухаживают.

С наступлением весны дети участвуют в труде на огороде, в цветнике, в саду. Возможности для их активной трудовой деятельности возрастают. Весной в грядки сеют лук, редис, горох, морковь, петрушку, затем ухаживают за ними: поливают, пропалывают. Дети учатся помогать друг другу: вместе принести ведерко с водой, отнести вдвоем носилки с черноземом на грядки, указать товарищу на ошибку вовремя прополки. Совместная радость при наблюдении цветущих растений, при сборе первого урожая укрепляет дружеские привязанности, повышает интерес к труду.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей