Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Дети до тех лет

Развитие действий с предметами

Этот процесс тесно связан с освоением новых общих движений — ползанием, сидением и вставанием. Овладев ползанием и научившись садиться, вставать, ребенок может увидеть предмет с разных сторон и узнает его независимо от того, как он к нему повернут. В 6 месяцев малыш обычно удерживает в каждой руке по игрушке, может перекладывать игрушку из одной руки в другую. Но что особенно важно, с этого возраста ребенок, благодаря взаимодействию руки и глаза, способен не только приближаться к предмету в зависимости от его местонахождения, но и начинает действовать с ним более дифференцированно, учитывая такие его свойства, как форма и величина. Чтобы это произошло, дайте ребенку предметы разной формы: круглые, прямоугольные, квадратные. Папы могут соорудить гирлянду из колец разной величины в последовательности маленькое — большое на расстоянии 2 см друг от друга. Можно сделать гирлянду из колец н брусков, шариков и кубиков, небольших игрушек, погремушек разной формы. Ваш малыш берет в руки поочередно то большие, то маленькие предметы, то круглые, то квадратные и т. д., всякий раз приспосабливая и упражняя руку в захватывании и удержании предметов то широко раскрытой ладонью, то пальцами. Очень быстро малыш начинает точно направлять руку к предметам различной величины и формы без предварительных примеривающих движений. Это свидетельствует о развитии глазомера. Движения рук начинают контролироваться зрением. Развивается при этом и внимание малыша. Внимательно присмотревшись, можно заметить, как по-разному он захватывает предметы. Например, мяч он берет, растопырив пальцы, а к ручке погремушки тянет их, плотно сжав. Предмет как бы сам учит руку. Благодаря постоянной работе руки становятся умнее, умелее, н уже к 9—10 месяцам малыш, посмотрев на игрушку, перед тем как ее взять, заранее складывает пальчики соответственно форме и величине предмета. Вместе с тем ребенок начинает по-своему исследовать, узнавать свойства предметов. Игрушечная резиновая птичка пищит, если ее сдавить; одна погремушка звенит, другая издает шум, третья трещит или гремит, если ее потрясти, а чем дольше ее трясешь, тем длительнее звук и т. д. Получая всякий раз определенный результат, ребенок пытается вновь достичь его, уже действуя более целенаправленно: мяч надо толкнуть — он покатится дальше; погремушку, кубик бросить — они издадут звук, перевернутся и т. д. Малыш начинает действовать двумя руками и двумя предметами одновременно: приближает одну игрушку к другой, стучит ими, всовывает один предмет в другой, вытаскивает их. Благодаря этому он постепенно устанавливает отношения между свойствами разных предметов. Теперь ребенку предложите предметы, состоящие из двух частей, которые можно соединять и разъединять: коробочки, бочонки, шкатулки, кастрюльки, ведерки с крышками, матрешки. Сначала ребенок только открывает закрытую вами кастрюльку (коробочку и т. п.). Вы держите закрытую емкость, а малыш ее открывает. Затем предоставьте ребенку возможность действовать с разными предметами самостоятельно, он с удовольствием будет открывать их. Не сразу ему удается это сделать: ведь сначала надо правильно поставить предмет, придержать его одной рукой, а другой — открыть. А еще сложнее открытое закрыть. Лишь постепенно его руки начинают действовать согласованно. Поэтому, если малыш затрудняется, необходимо помочь ему. Например, придержать рукой нижнюю половинку матрешки, чтобы он соединил ее с верхней. Иногда стоит сделать какое-либо действие вместе (слегка направляя ручку ребенка), то есть освоение более сложных операций происходит с помощью старших. Играя с малышом, помните, что он уже начинает ориентироваться на вашу оценку его поведения. Поэтому всякий успех в действиях с предметами должен быть вами поощрен: Вот как хорошо открыл (закрыл) коробочку. 6—9-месячному ребенку нужно еще при этом и улыбнуться и погладить его по головке, а к году он уже понимает смысл похвалы. Малыш не безразличен и ко всем предметам быта, к своей одежде: он пытается снять носки, шапку, бросает пеленку, снимает очки с бабушки, тянется к сережкам мамы. Кроме того, вы замечаете, что ваш кроха выбрасывает игрушки на пол и явно ждет, когда вы их поднимете. Присмотритесь: он протягивает вам игрушку, вкладывает ее вам в руку, а другой тянется к какому-то предмету вне кроватки. Все это активные попытки малыша пригласить вас к совместным с ним действиям. Не отказывайте ему в этом. Наступил благодатный период, когда вы можете показывать ему действия с предметами, а он охотно будет подражать вам. Во втором полугодии жизни малыша происходит дальнейшее развитие его речи. Новое здесь в том, что он начинает понимать речь взрослого. Помогите малышу в этом, потому что без понимания вашей речи он не начнет говорить.

Понимание речи взрослого ребенком подтверждает, например, тот факт, что в 7 месяцев на вопросы: Где мама?, Где папа?, Где часы? — он поворачивается в сторону стоящего вблизи человека или расположенного в обычном месте предмета и находит,его взглядом. К 8—9 месяцам малыш настойчиво ищет и находит названный предмет независимо от его местоположения. В б—9 месяцев дети начинают различать названия знакомых действий: ладушки, до свидания, дай ручку — и с большой радостью их выполняют. Они понимают слова, обозначающие знакомые движения: садись, ложись и др. Общение со взрослыми и на этом этапе является основным условием развития речи ребенка, но содержание общения в это время имеет свою специфику: мать и другие взрослые делают ребенка как бы соучастником происходящего, постепенно привлекают его к совместной деятельности. Совместно рассматривают предметы, картинки, наблюдают за птичкой, кошкой, машиной.

Понимание речи развивается эффективнее всего в процессе ухода за ребенком: кормления, купания, укладывания спать. Например, во время одевания ребенка следует больше разговаривать с ним, называть части его тела, предметы одежды. Этим вы направляете восприятие и внимание малыша на называемый объект или действие (Где головка у Катеньки? Вот головка. Что мы наденем сейчас на головку? Шапочку. Где шапочка? Вот шапочка, какая красивая шапочка. Л где кофточка Катеньки? Вот кофточка. Наденем и кофточку и т. д.). Ребенок активно будет воспринимать ваше словесное обращение, если оно побуждает его к действиям (встань, сядь, ложись, подними, возьми). Но не удивляйтесь, если ребенок не выполняет этого. Дело в том, что понимание слов, обозначающих действия, происходит не сразу. Потребуются неоднократные повторения, систематическое общение, для того чтобы ребенок научился понимать и выполнять названные действия. Будьте готовы к этому, наберитесь терпения и помогайте ребенку. Сначала желательно выполнять действия вместе с ним, его рукой (Дай ручку — берете сами его ручку, можно поиграть: Ладушки, ладушки —его ручки в ваших руках, и вы играете вместе). Затем побуждаете малыша действовать по слову, но жестом показываете это действие: Иди, иди сюда,— маните малыша; ладушки, ладушки — сами хлопаете в ладоши. К концу года слова становятся сигналом к соответствующему действию. Таким образом, сначала важно связать слово с предметом, действием, ситуацией, а затем выделить его, придав ему сигнальное значение. Это очень существенно для дальнейшего овладения словарем. Приведем примеры игр с детьми на развитие понимания речи взрослых, упражнения малыша в звукоподражании. Ребенок проснулся, закряхтел, мама уже рядом, и начинается разговор: Агу-агу-агушеньки! Проснулась Катюшенька (несколько раз). Проснулись глазоньки. Где глазоньки? (Хорошо, если малыш показывает.) Вот глазки, просыпайтесь, глазки*. Поглаживаем ребенка и говорим: *Агу-агу-агушеньки, потягушеньки... Дай, Катя, ручки, вот ручки, потянулись, потянулись и поднялись... Ребенок, конечно, будет улыбаться, что-то лепетать вслед за вами. Это прекрасно. Покормили ребенка, поговорили с ним — теперь и поиграть можно. Очень известная и любимая всеми детьми игра Где Ляля? (ее можно проводить после 7 месяцев). Мама берет куклу и говорит: Вот наша Ляля (ребенок следит за действиями взрослого, как-то реагирует). Иди сюда, Ляля (кукла шагает* по кроватке, подходит к малышу). Дай, Катенька, ручку Ляле, скажи: Здравствуй, Ляля. Погладь ее по головке: Вот Ляля, вот. Внезапно прячем куклу за спину: Нет Ляли. Где Ляля? Вот Ляля. Ляля появляется, кланяется. Эти действия повторяются несколько раз. Потом сажаем куклу на место и спрашиваем: Где Ляля? Ребенок ищет глазами куклу, может даже показать пальчиком. Подобную игру можно провести с любой игрушкой (петушок, зайчик, собака, кошка). Игра Прятки (фиксируется внимание на имени ребенка, мамы или других взрослых). Малыш сидит в кроватке, манеже или на стульчике. Мама набрасывает салфетку или пеленку на голову ребенка. Где Катя? Нет Кати. Позовите Катю. Снимает салфетку: А-а-а, вот Катя. Так повторяется несколько раз. Малыш с удовольствием играет, смеется, сам начинает натягивать салфетку н сбрасывать ее. Так же может прятаться мама (присесть, зайти за дверь), Где мама? Нет мамы. Вот мама. Или: *Где тетя Надя? Вот тетя Надя и т. д. Можно взять для игры две игрушки, желательно контрастные по виду и с простым названием, например, деревянную матрешку — Бабу и лохматую собачку Ав-ав; куклу Лялю и гуся Га-га и др. С каждой игрушкой проделывают одно-два действия и обязательно используют приемы внезапного появления и исчезновения ее. Это вызывает большой интерес у детей, желание играть, подражать слышимым звукам. Нельзя сформировать у ребенка зачатки понимания речи, если он безразличен к тому, что ему показывают, что с ним делают. Надо помнить, что произвольное внимание в этом возрасте не развито. Чтобы поддержать внимание и сосредоточенность ребенка в течение хотя бы I —1,5 минуты, целесообразно разнообразить приемы произнесения одних и тех же звукосочетаний и слов: обычным голосом, шепотом, с разной интонацией. Такие игры проводятся неоднократно на протяжении дня. Следует только выбирать наиболее удобный момент, когда ребенок эмоционально настроен, расположен к этому. И будьте уверены, вы услышите долгожданное ма-ма и па-па. И скорее всего это произойдет к концу первого года.

А как у нас идут дела с музыкальным воспитанием малыша? В чем заключается наша помощь ему?

• Побуждаем малыша к слушанию вокальной и инструментальной музыки, доступной по содержанию и длительности звучания.

• Стараемся вызвать импульсивный эмоциональный отклик на спокойную, задорную музыку.

• Приобщаем к элементарным движениям под музыку (хлопки и т. п.).

• Вовлекаем в простейшие игровые действия под музыку.

• Приучаем к образу простейших детских музыкальных инструментов — колокольчики, дудочки — и их звучанию.

В этот период мама может петь малышу народные песни. В песнях обращайтесь к ребенку по имени. Это для него очень важно.

В этом возрасте ребенок начинает с особым интересом относиться не только к пению, но и к движениям под музыку. Его занимает то, как танцуют мама и папа, как мама весело машет платочком, как она хлопает в ладоши.

Полезно поиграть в народные игры, например в Козу рогатую. Прежде всего эту игру используют для того, чтобы повеселить ребенка. Сначала малыш внимательно слушает песню:

Идет коза рогатая. За малыми ребятами:

Идет коза бодатая — Забодаю, забодаю.

Постепенно при словах забодаю, забодаю ребенок живо реагирует на движение маминых пальцев, смеется.

Итак, к 9—10 месяцам ребенок может:

• хорошо ползать (с 7 месяцев);

• самостоятельно садиться (с 8 месяцев) и сидеть;

• выполнять с предметами разные целенаправленные действия: открывать крышку (у коробочки, бочонка и т. п.), вынимать предметы (из коробочки и т. п.); снимать колечки со стержня, точно направлять руку к предметам различной величины и формы без предварительных примеривающих движений;

• самостоятельно вставать, держась за перекладины кроватки или манежа, и устойчиво стоять, самостоятельно опускаться;

• переступать вдоль барьера;

• понимать названия предметов, действий, близких людей (мама, папа и др.), лепетать;

• более активно, чем в предыдущий период, откликаться на действия взрослого: не только сосредоточенно смотреть, но и подражать им, смеяться, лепетать, подползать навстречу, протягивать руки, как бы говоря возьми меня; огорчаться (плачет, призывно кричит), если от него уходят, пытаться ползти вслед уходящему;

• делать попытки приобщения взрослого к совместным действиям с ним (протягивает игрушку, привлекает внимание к себе звуками и т. п.).

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей