Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Дети до тех лет

Воспитание и развитие ребенка первого года жизни

Вот вы и встретились со своим долгожданным малышом... Теперь у вас есть возможность сколько угодно прижимать его хрупкое тельце к своей груди, заглядывать ему в глазки, ласково улыбаться. Но вместе с тем у вас прибавилось забот и волнений, появилось множество вопросов: нормально ли прибавляет в весе, вовремя ли стал улыбаться, держать головку, почему часто беспокоится по ночам, что надо делать, чтобы он правильно развивался и рос здоровым? Теперь вы будете вместе с ребенком проходить весь путь его развития, вместе с ним учиться и самосовершенствоваться. Но прежде чем отправляться в этот путь, попытаемся узнать нашего малыша поближе.

Первый год жизни — это самый трудный и ответственный период не только для него, но и для родителей. Ведь после рождения у ребенка меняется буквально все: характер питания, тип дыхания, температурный режим и т. д. Ко всему он должен приспособиться, а приспособительные механизмы развиты еще очень слабо. Вот почему малейшие нарушения в режиме питания, температуре, излишние шумовые раздражители могут привести к непоправимым изменениям в здоровье ребенка. А основы здоровья закладываются именно в первый год жизни. На первом году наблюдается очень тесная связь между физическим и нервно-психическим развитием (развитием слуха, зрения, движений, речи и т. п.). Недостаточное внимание к нервно-психическому и физическому развитию детей в этот период отрицательно сказывается на их общем состоянии и последующем развитии. Для всего раннего детства характерен быстрый темп развития, но наиболее интенсивно ребенок развивается на первом году жизни. Буквально каждый месяц происходят изменения как в физическом, так и психическом состоянии малыша. Поэтому на первом году жизни младенца выделяется несколько периодов: 1-й месяц (новорожденный), с 1 месяца до 3; 3—6, 6—9, 9—12 месяцев. В каждом из них можно отметить ведущие линии развития малыша. В соответствии с ними названы параграфы в главе Гуленька. Ребенок рождается с массой тела от 2500 до 4000 г. В среднем вес тела новорожденного составляет 3300—3700 г. Дети с массой тела 4000 г и выше считаются крупновесными и относятся к группе риска в связи с возможностью развития у них осложнений при родах и в послеродовой период. Длина тела при рождении колеблется в пределах 48-—58 см и составляет в среднем 52—53 см. Все новорожденные теряют в весе в первые дни 200—300 г. Это так называемая физиологическая убыль, частично связанная с потерей жидкости. Через 7—10 дней эта потеря компенсируется. В дальнейшем вес ребенка быстро нарастает. В первом полугодии он ежемесячно прибавляет в весе от 600—700 до 1000 г, во втором — 400—500 г. К концу года масса тела малыша составляет примерно 10—10,5 кг. Длина тела увеличивается за каждый месяц в среднем на 3 см. Величина груди у новорожденного примерно на 2 см меньше окружности головы. К 3—4 месяцам величина окружности груди и головы становится одинаковой, а к году окружность груди превышает окружность головы в среднем на 2 см. В дальнейшем окружность груди у здорового ребенка всегда будет больше. Если эта закономерность окажется нарушена, родители должны обязательно обратиться к врачу. Обычно нарушение пропорции в развитии грудной клетки и головы наблюдается при рахите, гипотрофии, различных эндокринных нарушениях. По величине окружности головы и груди ребенка родители могут определять размер одежды и головного убора. Например, окружность груди 52 см — размер одежды будет 26, окружность головы 50 см — размер головного убора 50. Упитанность ребенка определяется толщиной подкожно-жировой складки на животе на уровне пупка. В норме она должна равняться 1—2 см. У нормально развивающегося, здорового ребенка в 7—8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. Первыми появляются нижние центральные резцы. К году у ребенка прорезываются и боковые резцы, сначала верхние (в 10—11 месяцев), а затем нижние. Имейте в виду, что сроки прорезывания зубов очень индивидуальны даже у здоровых детей. Этот процесс является физиологическим и чаще всего не вызывает каких-либо расстройств здоровья. Однако у некоторых детей в это время может измениться самочувствие. Они становятся более капризными, у них усиливается слюноотделение, появляется большая потребность чесать десны. В это время малышу надо дать специальное зубное кольцо, которое можно купить в аптеке. Это кольцо необходимо каждый день кипятить и держать в закрытой посуде. За первый год жизни ребенка значительно увеличивается работоспособность его нервной системы. Это происходит за счет ее развития и укрепления. Так, если в первый месяц период бодрствования ребенка продолжается до 20—30 минут, то к концу первого года этот период увеличивается до 3,5 часа. Однако помните, что нервная система малыша остается еще очень слабой и быстро утомляется. Чтобы исключить переутомление, необходимы частая смена раздражителей во время бодрствования и достаточный по времени глубокий сон. Психическое развитие ребенка непосредственно связано с его эмоциональным общением со взрослыми и предметно-манипуля-тивной деятельностью. Развитие ребенка, таким образом, зависит в основном от родителей, от их умения помочь малышу адаптироваться (приспособиться) к новым условиям.

Перед родителями стоят следующие задачи:

обеспечить полноценное здоровье и своевременное физическое развитие малыша;

обеспечить его своевременное нервно-психическое развитие (восприятие, положительные эмоции, движения, действия с предметами, подготовительные этапы речи);

9 создавать условия для возникновения первых социальных и личностных проявлений ребенка: сначала ответной активности в виде улыбки, а затем инициативной активности в виде комплекса оживления;

стимулировать инициативную активность малыша в предметно-опосредованном общении со взрослым;

вызывать удовлетворение от успехов в совместной деятельности;

в поддерживать инициативу ребенка в движениях, в действиях с предметами и т. д. как основу будущей самостоятельности.

Чтобы успешно решить эти задачи, необходимо формировать у ребенка правильный ритм сна и бодрствования и своевременно его изменять по мере возрастания работоспособности нервной системы малыша; создавать условия для активного бодрствования и глубокого сна; воспитывать положительные эмоции к приему пищи, укладыванию спать, туалету, а также общению со взрослыми; способствовать возникновению полезных привычек и предупреждать вредные (отрицательные).

Рассмотрим подробнее, как идет физическое и психическое развитие малыша и что должны делать родители, чтобы активно влиять на этот процесс.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей