Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Волнообразность динамики нагрузок

 Волнообразность динамики нагрузок Тенденция постепенного и в то же время достаточно стремительного увеличения тренировочных нагрузок наиболее естественно воплощается в их волнообразной динамике, хотя в спортивной тренировке, так же как и в других формах физического воспитания, возможны и другие виды динамики нагрузок (прямолинейно-восходящая, ступенчато-скачкообразная и т. д.).

Эта черта спортивной тренировки привлекла к себе пристальное внимание лишь в последние десятилетия (В. М. Дьячков, Л. П. Матвеев, Л. Прокоп, В. Д. Шапошников и др.). Тем не менее сейчас уже можно представить ориентировочную схему общих тенденций нагрузок в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса (рис. 4). Согласно этой схеме, выделяются волны следующих масштабов:

а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах, которые охватывают несколько дней (в различных случаях от 2 до 7 дней или около того);

б) средние, выражающие общую тенденцию нагрузок нескольких малых волн (например, 3—6) в пределах мезоциклов (средних циклов) тренировки;

в) большие, характеризующие общую тенденцию средних волн в периодах больших циклов (макроциклов ) тренировки.

Искусство строить спортивную тренировку в немалой степени состоит именно в том, чтобы правильно соразмерить все эти волны друг с другом, т. е. обеспечить необходимое соответствие между динамикой нагрузок в микроциклах и более общими тенденциями тренировочного процесса, характерными для тех или иных его этапов и периодов.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не совпадают. Так, в средних и особенно в больших волнах вначале достигают апогея показатели объема (суммарное количество тренировочной работы за неделю и месяц), затем объем стабилизируется и уменьшается, а на этом фоне достигают наибольших значений различные показатели интенсивности (моторная плотность занятий, скоростные и силовые характеристики движений и др.).

В малых волнах часто наблюдается противоположное соотношение объема и интенсивности: в первой половине микроцикла проводятся занятия более интенсивные, но менее объемные, чем во второй. Эти общие тенденции проявляются по-разному (в зависимости от места и роли тех или иных упражнений в тренировочном процессе).

Причины волнообразных колебаний тренировочной нагрузки частично уже объяснены в связи с изложением общих принципов физического воспитания. Малые волны вызываются прежде всего взаимодействиями процессов утомления и восстановления, которые протекают в организме спортсмена под влиянием тренировки и обусловливают чередование нагрузок и отдыха, а также изменение величины и характера нагрузок в микроциклах. Важную роль наряду с этим играют периодические колебания функционального состояния организма, обусловленные общим режимом жизни и деятельности, а также естественным ритмом физиологических процессов.

Большие и средние волны обусловлены прежде всего закономерностями запаздывающей трансформации. Ход приспособительных изменений в различных органах и системах организма как бы отстает от динамики тренировочных нагрузок, поэтому для достижения соразмерного подъема функциональных возможностей необходимы систематические перепады нагрузки. Внешне запаздывающую трансформацию можно наблюдать, в частности, при сопоставлении динамики недельных объемов нагрузки и динамики спортивных результатов. Наиболее значительное нарастание результатов не совпадает по времени с наиболее значительными объемами нагрузки — требуется определенное время, прежде чем объем проделанной работы трансформируется в повышение спортивных результатов. Динамика же интенсивности нагрузок связана с динамикой спортивных результатов более непосредственно, изменение результата почти сразу однонаправленно отражает изменение интенсивности. Отсюда, конечно, не следует, что объем нагрузок играет менее существенную роль. В конечном счете спортивный результат определяется в равной мере и объемом, и интенсивностью, но в разных отношениях. Нарастание объема нагрузок играет преимущественную роль в создании фундамента для последующих достижений, нарастание же интенсивности играет определенную роль в реализации спортивных достижений на базе освоенных объемов.

Волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет наилучшим образом разрешать противоречие между их объемом и интенсивностью.

Такая динамика дает возможность, разделив во времени апогей волны объема и апогей волны интенсивности, достигать наибольших значений всех параметров нагрузки и вместе с тем препятствует чрезмерной суммации эффектов тренировочных нагрузок, поскольку систематически включает относительную разгрузку и тем самым гарантирует условия для полноценного восстановления работоспособности и неуклонного роста тренированности.

Волны динамики нагрузок в реальных условиях спортивной практики формируются под влиянием многих обстоятельств и потому не всегда четко прослеживаются. Их позволяют выявлять специальные методы анализа. На отдельных отрезках тренировочного процесса малые и средние волны могут заменяться другими формами динамики нагрузок (ступенчатой, прямолинейной и т. п.). Однако это оправдано лишь как частные тенденции. Обычно же динамика нагрузок неизбежно приобретает волнообразную или подобную ей фору, причем конкретные параметры и соотношения волн меняются в зависимости от этапов и периодов тренировки.

Волновой характер динамики тренировочных нагрузок самым непосредственным образом связан с другими, уже рассмотренными закономерностями спортивной тренировки: ее направленностью к высшим показателям, постепенным и в то же время максимальным увеличением тренировочных требований, непрерывностью и рациональным чередованием нагрузок с отдыхом. Все эти закономерности должны быть важнейшей основой построения спортивной тренировки, особенно в связи с принципами систематичности и прогрессирования.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей