Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Структура и типы микроциклов тренировки

 Структура и типы микроциклов тренировки Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые (вместе с восстановительными днями) составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Часто (но далеко не всегда) длительность микроцикла составляет неделю (недельные циклы).

Среди многих факторов и условий, влияющих на структуру микроциклов, необходимо указать следующие, наиболее значимые:

1. Те же самые факторы, которые вызывают малые волны в динамике нагрузок, т. е. взаимодействие процессов утомления и восстановления и связанный с этим порядок чередования нагрузок и отдыха, более высоких и менее высоких нагрузок. Принимая за норму ежедневные тренировочные занятия, надо вместе с тем иметь в виду, что не все они равноценны по нагрузке. Часть занятий (2— 3 или более, в зависимости от уровня тренированности епортсмена ) выполняет роль основной нагрузочной фазы в мйкроцикле, другие же характеризуются относительно сниженной общей нагрузкой. Те и другие распределяются в рамках данного микроцикла таким образом, чтобы создавались условия восстановления и сверхвосстановления работоспособности к моменту решения наиболее ответственных, ключевых задач. Повторяемость такого распределения занятий и составляет одну из структурных основ микроциклов тренировки.

2. Необходимость регулярно чередовать занятия, включающие упражнения с различной преимущественной направленностью (силовые, скоростные, на выносливость, технического и тактического характера и т. д.), с тем чтобы охватить весь круг задач, возникающих на данном этапе тренировки, и создать условия для их полной реализации. Повторяемость серии таких занятий характеризует содержательную сторону микроциклов тренировки. Возможно, к примеру, следующее чередование преимущественной направленности занятий в микроцикле:

техническая подготовка и воспитание скоростных способностей:

дополнительная тренировка восстановительного характера;

техническая подготовка и воспитание скоростно-силовых способностей;

4) воспитание специальной выносливости;

5) воспитание общей (неспецифической) выносливости.

Этот пример типичен для общеподготовительного этапа тренировки в скоростно-силовых видах спорта. Или:

совершенствование техники движений в связи с воспитанием скоростных способностей;

воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на ее отдельные компоненты;

воспитание специальной выносливости с преимущественным воздействием на ее предпосылочные компоненты;

дополнительная тренировка восстановительного характера;

воспитание специальной выносливости применительно к условиям соревнований;

6) воспитание общей выносливости.

Этот пример типичен для специально-подготовительного этапа тренировки в видах спорта циклического характера, требующих предельного проявления выносливости.

Биоритмические колебания функционального состояния организма с периодом, близким к неделе (6—8— 10—12 дней). Это положение нуждается в дополнительной проверке, но ряд фактов позволяет уже сейчас принимать его в расчет.

Общий режим жизнедеятельности спортсмена (включая режим трудовой или учебной деятельности и т. д.) и обусловленная им динамика недельной работоспособности. Не случайно тренировочные микроциклы чаще всего строятся в рамках недели. Это не всегда в полной мере отвечает требованиям оптимальной структуры тренировочного процесса, но зато облегчает согласование режима тренировки с ритмом трудовой или учебной недели.

Место микроциклов в общей системе построения тренировки.

Иначе говоря, изменение тех или иных черт микроциклов, закономерно зависит от этапов и периодов тренировочного процесса.

Отсюда следует, что нет и в принципе не может быть одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики. Глубокое понимание этого обстоятельства явилось одним из важных завоеваний теоретико-методической мысли в спорте. Практика и теория спорта со всей очевидностью показали определенную вариативность структуры тренировочного процесса, особенно на уровне микроструктуры. Она изменяется, отражая динамику содержания тренировки по мере развития тренированности и под влиянием меняющихся внешних обстоятельств. Внося коррективы в содержание и структуру микроциклов (т. е. изменяя комплексы упражнений, число тренировочных занятий и дней отдыха, порядок их чередования, величину нагрузок, динамику их объема и интенсивности и т. д.), тренер и спортсмен как бы нивелируют помехи разнообразных внешних обстоятельств и тем обеспечивают общую прогрессивную тенденцию тренировочного процесса.

В зависимости от особенностей содержания и места в системе построения тренировки различают ряд типов микроциклов. Так, выделяют, в частности, собственно-тренировочные, подводящие (непосредственно предшествующие соревнованиям), соревновательные и восстановительные микроциклы.

Собственно-тренировочные микроциклы, в свою очередь, подразделяют по преимущественной направленности их содержания на общеподготовительные (типичные в наибольшей мере для начала подготовительного периода каждого большого цикла тренировки) и специально-подготовительные (типичные в наибольшей мере для этапов непосредственной подготовки к основным соревнованиям). Те и другие опять-таки имеют разновидности, обусловленные, в частности, величиной предъявляемых тренировочных требований. В этом отношении можно выделить ординарные и ударные микроциклы. Первые характеризуются относительно равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительным их объемом, но сравнительно умеренной интенсивностью; вторые же — концентрацией высокоинтенсивных нагрузок при значительном их объеме (что типично в основном для специально-подготовительных микроциклов).

Подводящие микроциклы строятся в соответствии с условиями непосредственной подготовки к соревнованиям. Они как бы моделируют ряд элементов режима и программы предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними нт.д ). Вместе с тем конкретное содержание и формы построения данных микроциклов могут существенно различаться в зависимости от состояния спортсмена, значимости состязаний и избранного способа подведения к ним (например, при некоторых способах последний предсоревнователъный микроцикл может иметь черты контраста по отношению к соревновательной деятельности).

Соревновательные микроциклы строятся на основе режима выступлений, устанавливаемого официальными правилами и конкретным регламентом данных состязаний. Структура этих микроциклов строится так, чтобы с помощью заблаговременного разминочного занятия и других факторов обеспечить оптимальное состояние спортсмена к началу состязаний, содействовать по возможности восстановлению и сверхвосстановлению его работоспособности к очередной фазе состязания (если оно включает, как это чаще всего бывает, несколько стартов) и гарантировать полную реализацию возможностей спортсмена в финальных стартах.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (особенно ударными) и характеризуются сниженным уровнем тренировочных требований, увеличенным числом дней активного отдыха, контрастной сменой состава упражнений и внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных процессов. Учитывая, что для данных микроциклов типичен относительно невысокий уровень нагрузок, их называют также разгрузочными.

Как видно уже из этого неполного перечня, типы микроциклов в спортивной тренировке достаточно разнообразны. Легко представить себе, что еще более разнообразны возможные варианты их сочетания, которые реализуются в мезоциклах тренировки.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей