Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Средства и отличительные черты методики

 Средства и отличительные черты методики Состав средств

В связи с бедностью двигательного опыта ребенка в первые годы жизни особое значение в числе средств физического воспитания приобретают факторы общего режима жизни, гигиенические условия и оздоровительное воздействие природных факторов.

Для детей разного возраста устанавливаются различные режимы деятельности, активного отдыха, сна, питания. В любом случае режим должен отвечать гигиеническим нормам и требованиям, установленным для детей соответствующего возраста. Согласно этим требованиям, в режиме дня дошкольников следует предусматривать достаточное время для организованной двигательной активности, рационально чередуемой с отдыхом, и для закаливающих процедур.

Повышенные требования предъявляются к чистоте помещений, в связи с тем что при дыхании и движениях дети выделяют много тепла, влаги и углекислого газа, быстро ухудшающих микроклимат. Правилами планирования и строительства детских дошкольных учреждений для детских садов и яслей предусматриваются самые комфортные участки. Обязательна физкультурная площадка (75— 100 м 2 ), а также комната (зал) для физкультурных и музыкальных занятий. В зале и на площадке должны быть снаряды и оборудование для занятий физическими упражнениями (гимнастическая стенка, приспособления для упражнений в равновесии, качалки и др.), а во дворе — навесы для приема воздушных ванн, пребывания на воздухе в ненастную погоду, летние души и ванны для купания (или бассейны), кольцевые дорожки для езды на велосипеде. Физкультурный инвентарь для дошкольников должен соответствовать размерам и пропорциям их тела.

Порядок использования естественных факторов закаливания дошкольников в форме воздушных, солнечных, водных ванн и других процедур подробно разработан советскими специалистами и описан в специальных руководствах.

Закаливание водой проводится в виде локального и общего обтирания влажной губкой или тканью, что кроме закаливающего действия дает и эффект массажа, затем вводятся разнотемпе-ратурный душ, общие обливания, игры в воде, купание, которое с 5 лет или несколько раньше сочетается с обучением плаванию.

При использовании воздушных ванн организм не только адаптируется к переменным температурам, но и обильнее снабжается кислородом. Учитывая это, время пребывания дошкольников на воздухе стремятся сделать возможно большим (в летнее время — почти в течение всех суток, включая сон на свежем воздухе).

Морфо-функциональные особенности детского организма обязывают очень строго дозировать воздействие солнечных ванн. Чрезмерно длительное и интенсивное солнечное облучение может привести к угнетению кроветворной функции, диспепсическим расстройствам. Рекомендуется комбинировать солнечные и воздушные ванны (световоздушные ванны), руководствуясь температурными и временными нормативами, разработанными гигиенистами с учетом возраста и особенностей физического развития детей. Световоздушные ванны во многих случаях целесообразно сочетать с подвижными играми и другими физическими упражнениями.

В состав основных средств физического воспитания дошкольников— фи зических упражнений входят средства основной (общеподготовительной ) гимнастики, подвижные игры и (ближе к концу дошкольного периода) упрощенные формы спортивных упражнений.

С помощью средств основной гимнастики формируются жизненно необходимые навыки в ходьбе, беге, прыжках, метании, ловле и т. д. Эти навыки осваиваются в течение всего дошкольного периода и продолжают совершенствоваться в школьные годы. Одновременно осуществляются воздействия на развитие двигательных способностей.

Уже в грудном возрасте стремятся направленно использовать активно-пассивные движения (поднять и опустить голову, присесть, повернуться и т. д.). При этом до 3—4-месячного возраста в связи с преобладанием тонуса мышц-сгибателей используются рефлекторные движения в ответ на специально вводимые раздражители (игрушка, звук и др.). Примерно с 4-го месяца жизни постепенно осуществляется переход от пассивных и активно-пассивных упражнений (для рук, ног, туловища) к активным.

В раннем возрасте широко применяются имитационные упражнения и упражнения, связанные с конкретными предметными заданиями. Упражнения аналитического характера часто вызывают чрезмерные координационные трудности, поэтому используются преимущественно к концу дошкольного периода. Но и в это время в силу конкретности мышления детям легче выполнять упражнения, имеющие определенный практический смысл: не просто наклоняться, а положить и поднять предмет, не просто поднять руки в абстрактно обусловленное положение, а переложить мяч из правой руки в левую над головой и т. п. Поэтому широко практикуют упражнения с различного рода предметами: малыми и надувными мячами, палками, обручами, лентами, флажками, кубиками и т. д. По режиму усилий преобладают упражнения динамического характера, однако для мышц, участвующих в поддержании правильной позы, необходимо использовать и кратковременные статические упражнения.

К 5—6 годам дошкольники должны уметь правильно соблюдать основные исходные положения для выполнения упражнений (основную стойку, стойку с сомкнутыми ступнями, стойку ноги врозь с руками на пояс и в стороны), а также овладеть простейшими способами построений и перестроений (в парах, в кругу, в звеньях, в шеренге, поворотами направо, налево). Хотя эти действия носят вспомогательный характер, с их помощью совершенствуется ориентировка в пространстве, умение выполнять коллективные действия.

Особенно значительное место в составе средств физического воспитания дошкольников отводится подвижным играм, соответствующим возрастным особенностям детей. Посредством подвижных игр совершенствуются навыки в основных движениях, воспитываются ловкость, ориентировка в пространстве, быстрота реакции и движений, выносливость. Дети очень любят играть, подвижные иг ры создают у них хорошее, жизнерадостное настроение, оказывают благотворное влияние на психику и все поведение ребенка.

Игра входит в жизнь ребенка очень рано. Так, забавы с игрушками уже во втором полугодин жизни ребенка используются для совершенствования движений руками. Примерно до полутора лет игры носят индивидуальный характер. Содержание и формы их усложняются по мере накопления двигательного опыта детьми и развития у них двигательных способностей. Первоначально основой стимулирования к игре является организация внешних условий и подбор специальных пособий (обручей, мячей, кольцебросов и т. п.). Уже на этой стадии игры используются для обучения движениям. Собственно-подвижные игры в коллективе, с сюжетом, правилами, возможны при развитии у детей произвольного внимания, когда они приобретают устойчивую привычку следовать слову взрослого и сообразовывать свои действия с действиями других. Формы движений в подвижных играх малышей первоначально просты *: элементарные варианты ходьбы и бега с поворотами, огибанием препятствий, передачей предметов и т. п. Сюжет соответствует элементарным представлениям маленького ребенка. С возрастом вводятся игры с более сложным сюжетом, переменными игровыми ситуациями, дифференциацией ролей, большим числом правил, более разнообразным кругом движений (передачи мяча, прыжки в длину, броски в подвижную цель и др.), элементами соревнования между группами.

В состав средств физического воспитания дошкольников во второй половине рассматриваемого периода постепенно включают упражнения, подобные используемым в детском спорте. С помощью таких упражнений дошкольники получают опыт освоения совершенных форм движений, а в последующем вовлекаются в орбиту спортивной деятельности. До поступления в школу дети овладевают вначале упрощенными способами передвижения на лыжах, осваивают спуски в основной, низкой и высокой стойках, некоторые простейшие способы подъемов. Целесообразно обучение дошкольников плаванию. Опыт показывает, что дети в возрасте 5—7 лет могут неплохо освоить, в частности, плавание способом кроль на груди и на спине. Они легко обучаются езде на двухколесном велосипеде, овладевают рядом навыков фигурного катания на коньках.

Использование названных упражнений в этом возрасте подчинено прежде всего оздоровительной направленности всего процесса физического воспитания и не преследует обязательно цели подведения к будущей спортивной специализации. Однако начальное освоение спортивной техники в дальнейшем может быть использовано для целенаправленной спортивной тренировки.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей