Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Средние циклы (мезоциклы ) тренировки

 Средние циклы (мезоциклы ) тренировки Микроциклы разного типа служат своего рода строительными блоками, из которых складываются средние (мез о- ) циклы тренировки. Каждый мезоцикл включает чаще всего 3—6 микроциклов, преимущественно одного типа или различных типов, образуя относительно законченную стадию тренировочного процесса. Набор микроциклов и порядок их сочетания определяются общей логикой тренировочного процесса и конкретными особенностями того или иного его этапа.

Решающую роль в формировании структуры мезоциклов играют, в частности, следующие факторы и обстоятельства:

1. Мезоциклы возникают прежде всего по той причине, что необходимо обеспечить достаточно значительный суммарный (кумулятивный) эффект тренировки и в то же время предупредить нарушения в приспособительных процессах, которые протекают в организме спортсмена под воздействием суммарных нагрузок, предъявляемых серией тренировочных микроциклов. Приспособительные изменения на разных уровнях морфо-функциональной организации протекают, как уже отмечалось, неодновременно (гетерохронно ) и потому в той или иной мере запаздывают по отношению к динамике тренировочных нагрузок. Чтобы не допустить здесь опасных несоответствий (выражающихся в так называемой перетренировке), необходимо определенным образом изменять тенденцию нагрузок в серии микроциклов, а именно: не только повышать уровень тренировочных требований, но и в отдельных микроциклах относительно снижать его. Отсюда в динамике нагрузок возникают средние волны, которые и составляют одну из структурных основ мезоциклов тренировки.

Существенное влияние на длительность мезоциклов и характер распределения в них нагрузок могут оказывать (предположительно) так называемые околомесячные биоритмы. Правда, имеющиеся материалы исследований пока еще не вполне четко подтверждают эту гипотезу. Однако сам по себе факт существования некоторых околомесячных биоритмов в жизнедеятельности организма (например, менструальных циклов) не вызывает сомнений. Получены и отдельные факты, позволяющие предполагать немаловажную роль эндогенной околомесячной периодики в формировании мезоциклов тренировки. По-видимому, далеко не случайно, что и их длительность чаще всего близка к околомесячной. Вместе с тем очевидно, что никакие биоритмы нельзя рассматривать как единственный, и тем более фатальный, фактор, жестко предопределяющий ту или иную структуру тренировки. Уже неоднократно подчеркивалось, что понять ее можно лишь учитывая все основные факторы и условия спортивной деятельности.

Мезоциклы приобретают различные типовые особенности в зависимости от места в общей системе построения тренировки, или, конкретнее говоря, в зависимости от периодов макроцикла. В процессе тренировки закономерно возникает необходимость периодически менять ее преимущественную направленность — то на общую подготовку, то на спортивную специализацию, обеспечивать специфическую непосредственную подготовку к наиболее ответственным соревнованиям, создавать условия для сохранения и роста тренированности между такими соревнованиями и наряду с этим предупреждать возможность перерастания кумулятивного эффекта тренировки в перетренировку. Все это накладывает свой отпечаток на структуру мезоциклов, придавая ей черты, типичные для тех или иных периодов и этапов тренировочного процесса.

Различают, в частности, следующие типы мезоциклов : втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, шлифовочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий.

Втягивающие мезоциклы характеризуются наиболее плавным ростом интенсивности нагрузок, объем которых в то же время может достигать значительных величин (особенно в стайерских видах спорта), причем содержание тренировки имеет здесь подчеркнуто предпосылочную направленность. С такого рода ме-зоцикла обычно начинается большой цикл тренировки. В некото-рык случаях данный мёзоцикл может повторяться (с повышением общего уровня нагрузок), что зависит от адаптационных возможностей спортсмена, особенностей вида спорта, характера предшествующей тренировки и других обстоятельств (например, были или нет перерывы в тренировке, заболевания и т. д.).

Базовые мезоциклы — главный тип мезоциклов подготовительного периода тренировки. Именно в них предъявляются основные тренировочные нагрузки, увеличивающие функциональные потенциалы организма, и обеспечивается освоение новых или преобразование освоенных ранее форм двигательной деятельности. Данный тип мезоциклов имеет ряд разновидностей. Так, по преимущественному содержанию подготовки различают общеподготовительные и специально-подготовительные мезоциклы, а по направленности предъявляемых в них тренировочных требований — развивающие и стабилизирующие. Число мезоциклов данного типа зависит помимо всего прочего от времени, которым располагает спортсмен для подготовки к ответственным соревнованиям.

Контрольно-подготовительные мезоциклы

представляют собой как бы переходную форму от базовых мезоциклов к соревновательным. Собственно-тренировочная работа сочетается здесь с участием в серии состязаний, которые имеют в основном контрольно-тренировочный характер и подчинены, таким образом, задачам подготовки к основным соревнованиям.

Шлифовочные мезоциклы включаются после контрольно-подготовительных, когда возникает необходимость устранить выявленные значительные изъяны в подготовке или усовершенствовать те или иные ее стороны. В зависимости от общего хода развития тренированности данные мезоциклы могут характеризоваться либо интенсификацией специально-подготовительных упражнений (если нужно дополнительно стимулировать развитие специальной тренированности), либо стабилизацией или даже снижением общего уровня нагрузок (когда намечаются симптомы переутомления). И в том, и в другом случае для содержания данных мезоциклов характерна детальная шлифовка спортивно-технических и тактических навыков и умений, особенно у спортсменов высокого класса.

Предсоревновательные мезоциклы, непосредственно предшествуя особенно ответственным соревнованиям, построены в соответствии с закономерностями и конкретными условиями подготовки к данным соревнованиям. Мезоциклы этого типа могут иметь ряд общих черт с мезоциклами трех предшествующих типов и в то же время существенно отличаются от них. Основные отличия вытекают из того, что в предсоревновательных мезоциклах должны быть: полно смоделирован весь режим предстоящих соревнований, обеспечена адаптация к конкретным особенностям их и гарантировано подведение спортсмена в оптимальном состоянии к моменту решающих стартов. Если предстоящее соревнование является самым главным в макроцикле и отличается экстраординарными условиями (например, проводится в необычных для спортсмена климатических условиях), то специальная подготовка к нему осуществляется в серии мезоциклов, построенных по типу предсоревновательных, которые образуют целый этап подготовки, так называемый заключительный. Если же состязания не отличаются экстраординарными условиями, то непосредственная подготовка к ним обеспечивается в рамках соревновательных мезоциклов.

Соревновательные мезоциклы — это типичная форма построения тренировки в период основных состязаний. Каждый мезоцикл этого типа состоит как минимум из подводящего микроцикла, микроцикла, включающего одно из основных состязаний и восстановительного микроцикла. В зависимости от особенностей программы, режима соревнования, состава участников, а также общей системы построения тренировки структура соревновательных мезоциклов может иметь ряд вариантов.

Восстановительно-подготовительный и восстановительно-поддерживающий мезоциклы. Первый строится в основном как базовый или шлифовочный мезоцикл, но включает вначале один-два восстановительных микроцикла, т. е. обеспечивает в одной из своих фаз относительную разгрузку в форме активного отдыха (в широком смысле этого слова). Второй характеризуется еще более мягким тренировочным режимом и более полным использованием эффекта переключений (в виде частичной смены форм, содержания и условий деятельности), с тем чтобы исключить монотонность тренировки и содействовать оптимальному течению восстановительных процессов. Когда мезо-циклы данного типа располагаются внутри периода основных состязаний (между определенными соревновательными мезоцикла-ми ), то их называют также промежуточными.

Представленные мезоциклы образуют в определенных сочетаниях более крупные этапы и периоды тренировки, т. е., образно говоря, служат строительными блоками в структуре более высокого порядка. При этом число мезоциклов того или иного типа, порядок их сочетания и общая последовательность в решающей мере зависят от общих закономерностей построения большого (макро-) цикла тренировки и конкретных условий его осуществления. В определенных случаях возможно выпадение мезоциклов отдельных типов с переходом их функций к аналогичным или близким по типу ме-зоциклам. В этих случаях возникают мезоциклы смешанного типа.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей