Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Специализированные направления в системе физического воспитания

 Специализированные направления в системе физического воспитания СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА СОДЕРЖАНИЕ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧЕРТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Вводные представления о спортивной тренировке

Определение понятий

Термин тренировка, как и многие другие, неоднозначен. Этим словом чаще всего обозначают процесс упражнения, или приучения. Однако его конкретный смысл может быть существенно различным. Так, говорят о физической тренировке, умственной тренировке, психорегулирующей тренировке, интервальной тренировке, круговой тренировке и т. д. Это обязывает как можно строже подойти к определению понятия тренировка, с тем чтобы избежать отождествления вовсе не тождественных явлений.

Термин спортивная тренировка, когда его применяют в широком смысле, в значительной мере совпадает по своему содержанию с термином подготовка спортсмена. Вместе с тем их необходимо различать. Подготовка спортсмена — понятие более широкое: оно означает направленное использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), с помощью которых обеспечивается готовность спортсмена к спортивным достижениям. Основные из этих факторов представлены в спортивной тренировке, причем она включает в себя все те компоненты подготовки спортсмена, которые реализуются на основе упражнений и органически увязываются с процессом систематического упражнения. Но содержание и формы подготовки спортсмена не исчерпываются лишь тренировкой. Иначе говоря, есть и такие компоненты подготовки, которые выходят за рамки самого тренировочного процесса (специальные формы теоретической подготовки спортсмена, гигиенические факторы подготовки в общем режиме жизни и др.). Таким образом, спортивная тренировка — это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов упражнения.

Рассматривая спортивную тренировку по отношению к процессу физического воспитания, нетрудно заключить, что если спортсмен специализируется в виде спорта, представляющем собой активную двигательную деятельность, то спортивная тренировка является одной из специализированных форм (разновидностей) или одним из направлений физического воспитания. То есть в данном отношении спортивную тренировку можно определить как процесс физического воспитания, специализированный применительно к спортивной деятельности.

С педагогической точки зрения принципиально важно, что спортивные достижения, на которые внешне ориентирована спортивная тренировка, в конечном счете не являются самоцелью; они имеют значение лишь постольку, поскольку на пути к ним и через них достигаются такие существенные для общества и личности ценности, как высокоразвитые жизненно важные физические и психические способности, крепкое здоровье, повышенная общая дееспособность организма и т. д. Тренировка советских спортсменов входит органической составляющей частью в общую систему воспитания, воплощающую идеалы, всестороннего гармонического развития человека. В этом прежде всего и состоит общественно-педагогическая суть спортивной тренировки в советской школе спорта.

При характеристике суммарного эффекта систематической тренировки и в целом подготовки спортсмена пользуются терминами тренированность, подготовленность, спортивная форма. Все они означают определенные состояния спортсмена и вместе с этим сложные комплексы изменений биологического и психологического характера, которые вызывает спортивная тренировка наряду с другими компонентами подготовки спортсмена.

Понятие тренированность обычно связывают по преимуществу с биологическими (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности. Эти изменения протекают в основном по двум взаимосвязанным направлениям: во-первых, увеличиваются функциональные возможности, потенциальная дееспособность различных органов и систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) на базе структурных и биохимических изменений и, во-вторых, совершенствуется координация их деятельности со стороны центральной нервной системы и ее саморегуляция. Чем выше тренированность, тем более продуктивно и совершенно справляется спортсмен с определенной работой. Тренированность, таким образом, это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки. Различают общую и специальную тренированность. У спортсмена специальная тренированность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренированность— ст епенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

Подготовленность — понятие более емкое, чем тренированность. Говоря о подготовленности спортсмена, подразумевают все то, что дает ему подготовка, делая реально доступными очередные спортивные достижения, а именно: определенную степень развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств (ф и з и-ческая подготовленность), уровень спортивно-технического и тактического мастерства (спортивн о-техническая и тактическая подготовленность), твердую целевую установку и адекватно сформированные другие психические предпосылки достижения (психическая подготовленность).

Тренированность и подготовленность спортсмена в процессе систематических занятий направленно изменяются с общей тенденцией к повышению. При этом наблюдается определенная цикличность. В каждом отдельном цикле существует фаза оптимальной (наилучшей для данного цикла) готовности к спортивным достижениям, которую принято называть спортивной формой. В принципе необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы создать условия для своевременного приобретения спортивной формы, сохранения ее в рамках известного периода, планируемого с учетом сроков ответственных соревнований, и дальнейшего развития. Спортивная тренировка в этом отношении есть процесс целесообразного управления развитием спортивной формы.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей