Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Профессионально-прикладная физическая подготовка

 Профессионально-прикладная физическая подготовка ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Наряду с общей прикладной направленностью системы физического воспитания в ней обеспечивается специальное профилирование занятий применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Такое профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной физической подготовке, основным содержанием которой является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками.

Профессиональное профилирование процесса физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращения сроков освоения профессиональных умений и навыков, повышения надежности функций работников производства в условиях управления современной сложной техникой, роста производительности труда и т.д. Физическое воспитание в этом отношении служит одним из важных факторов материального производства.

Специальные формы использования средств физического воспитания применительно к нуждам социалистического производства определились в нашей стране еще в 30-е год ы- *. В дальнейшем в результате накопления позитивного практического опыта и на основе исследовательских данных сложились научно-методические принципы таких прикладных видов физической культуры, как производственная гимнастика и специальные формы профессионально-прикладной и военно-прикладной физической подготовки. В настоящей главе рассматриваются основы прикладной физической подготовки, осуществляемой главным образом в связи с освоением профессии (в период профессионального обучения) **. Профессионально-прикладная физическая подготовка введена в нашей стране в качестве обязательного раздела в государственные программы для профессионально-технических училищ, средних и высших специальных учебных заведений. Есть все основания считать, что дальнейшее совершенствование советской системы физического воспитания будет интенсивно происходить и в профессионально-прикладном отношении. Это определяется прежде всего коренными преобразованиями в области материального производства, происходящими в эпоху научно-технической революции.

Требования к специальной физической подготовленности в сфере профессионального труда

О тенденциях изменения требований к человеку в производственной деятельности

Научно-техническая революция, существенно меняя характер и условия труда, преобразует существующие профессии, вызывает появление новых профессий и специальностей и в целом требует от работников производства все более совершенных способностей. Ручной и маломеханизированный труд, связанный с экстенсивными затратами физических усилий, вытесняется более совершенными видами труда на базе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

Однако какого бы высокого технического уровня ни достигло производство, человек был и остается главной производительной силой в обществе. Новая техника не устраняет человека из производства, она изменяет его функции и место в процессе производства. Техника все больше берет на себя энергетически обеспечивающие функции и тем самым освобождает человека от тяжелой, изнуряющей физической работы. Одновременно расширяются функции управления и контроля. Чем совершеннее техника, тем более совершенен должен быть и человек, управляющий ею; иначе говоря, требования производства к человеку, изменяясь по своему характеру, становятся в определенном отношении более высокими.

Система человек — техника может надежно функционировать только при условии органического соответств ия ее э лементов. Это достигается, с одной стороны, путем оптимального приспособления техники при ее конструировании к психологическим, физиологическим и другим характеристикам человеческого организма, а с другой— пу тем специальной подготовки человека к профессиональным функциям. Задача во втором случае состоит в том, чтобы обеспечить адекватное и опережающее развитие способностей человека как субъекта труда (Б. Ф. Ломов). Практическая реализация такого подхода важна как в связи с развитием человека, так и в связи с тем, что позволяет исключить противоречие между возможностями новой техники и способностями человека полностью их использовать.

В условиях современной комплексной механизации и автоматизации производственных процессов в ряде трудовых операций возрастает удельный вес быстрых и точных действий, нередко довольно сложных по координации движений. Рабочие действия часто сопряжены с быстрым восприятием обстановки, переработкой за короткий промежуток времени полученной информации и срочным реагированием.

При переходе от простых к технически оснащенным действиям закономерно уменьшается число макродвижений и увеличивается число микродвижений. Последние в большинстве случаев характеризуются незначительными силовыми напряжениями, но производятся строго соразмерно (поэтому получили название дозировочных движений). Мышечное напряжение в них дифференцируется как бы на нижнем пороге усилия, в точном соответствии с условиями функционирования различных устройств и органов управления, о чем говорит ряд специальных исследований (С. А. Паужайте, 1964; Н. А. Розе, 1966, 1970, и др.). Особенно сложной структурой микродвижений отличаются, например, действия операторов (на прокатных станах и др.), рабочих, осуществляющих сборку мелких механизмов, точных приборов, аппаратов и т. п. В связи с этим предъявляются повышенные требования к центральной нервной системе этих людей, особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

С другой стороны, в настоящее время остается немало профессий и специальностей, где для успешного выполнения рабочих операций требуется высокая степень развития силы, выносливости, Других физических и связанных с ними психических качеств, а также овладение прикладными навыками. Ряд видов профессиональной деятельности связан с воздействием на организм работающего специфических факторов и условий трудового процесса, которое при известных обстоятельствах может быть неблагоприятным (перегревание, вибрация, укачивание, переохлаждение и т. д.).

Зависимость требований к физической подготовленности человека от специфики его профессии

Во время трудовой деятельности человека в состояние активности приходят практически все системы организма. Вместе с тем различные виды трудовой деятельности характеризуются преимущественным напряжением определенных функциональных систем: центрально-нервных механизмов, анализаторов, вегетативных систем, конкретных групп мышц (М. В. Лейник, 3. М. Золина, С. А. Косилов и др.). Это приводит к образованию специфических структур психических и физических качеств у представителей различных профессий. Совокупность качеств (способностей), составляющих такие структуры, принято называть профессиональными способностями. В структуре их выделяют ведущие (центральные) звенья, которым принадлежит решающая роль в обеспечении высокой работоспособности и достижении профессионального мастерства.

Для понимания закономерностей формирования структуры профессиональных способностей необходим глубокий анализ специфического влияния объективных факторов и условий труда на организм человека. При этом надо принимать во внимание как положительные факторы, оказывающие развивающее воздействие, так и отрицательные, которые в гигиене труда относят к категории профессиональных вредностей.

Касаясь требований, предъявляемых той или иной профессией к физическим способностям и направлению их развития, нетрудно прийти к выводу, что они, эти требования, определяются в первую очередь характером выполняемых двигательных действий и особенностями внешних условий труда.

Понятие характер трудовых двигательных действий — обобщающее. Оно отражает прежде всего функциональное содержание труда и связанные с ним опосредствованно (через технологию производства и производственную технику) существенные специфические особенности рабочих приемов (операций). При характеристике последних имеют в виду главным образом:

а) тип движений (поднимающие, опускающие, нажимные, вращательные, ударные и пр.) и степень участия при этом рабочих органов (движения выполняются пальцами, кистью руки, всей рукой, обеими руками, только правой ногой, обеими ногами и пр.);

б) пространственные характеристики действий — амплитуду движений (малая, средняя, большая) и пр.;

в) временные и пространственно-временные характеристики действий: быстродействие в условиях дефицита времени, быстроту реагирования на отдельные сигналы;

г) силовые характеристики действий (силовая нагрузка на отдельные группы мышц, режим усилий — динамический или статический, величина усилий);

д ) особенности координации движений: соразмерность движений по силе, скорости и пространственным параметрам (точность воспроизведения формы, величины углов и т. п.), согласованность одновременных и последовательных движений рук и ног в различных сочетаниях, согласованность движений с процессами восприятия (сенсомоторная координация).

Особенности какого-либо конкретного трудового двигательного действия выражаются совокупностью перечисленных признаков или преимущественно некоторыми из них.

Характер трудовых двигательных действий в разных видах профессиональной деятельности может быть сходным или, напротив, резко различным.

Так, например, при работе операторов на пультах управления довольно часто движения выполняются с очень малой амплитудой — меньше 2 см; при кнопочном управлении перемещение кнопки составляет от 2 до 12 мм с силой нажатия от 200 до 1600 г. Вальцовщику же на прокатном стане металлургического предприятия приходится быстро перемещать раскаленные металлические заготовки по большой амплитуде. В первом случае особенности трудовых двигательных действий характеризуются микродвижениями, высокими требованиями к быстроте двигательной реакции, точности движений (дозировочные движения) при постоянном напряжении внимания. Во втором случае характерны движения по большой амплитуде со значительной динамической нагрузкой на мышцы рук, пояса верхних конечностей и спины и статической нагрузкой на мышцы ног. Совершенно разный характер трудовых действий оператора и вальцовщика обусловливает и разные требования к их специальным физическим качествам.

Под особыми внешними условиями профессиональной деятельности подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса. Так, неблагоприятные внешние условия, включая и производственные, вызывают дополнительное напряжение психических и физиологических функций организма во время работы.

Объективные факторы труда — характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности — обусловливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовленности работников.

В этом отношении среди распространенных профессий можно выделить, в частности, следующие группы.

I. Профессии, включающие дозировочные движения и, как правило, не осложненные экстраординарными условиями

Группы

1. Механизаторы в строительстве, сельском хозяйстве и отдельных отраслях промышленности

Некоторые характерные признаки

Строго соразмерные движения руками и ногами, согласованные с процессами восприятия, при управлении самоходными машинами и рабочими агрегатами в условиях малой подвижности

Сборщики механизмов точных приборов и аппаратов (часовой, электроламповой и радиоэлектронной промышленности), операторы, наладчики

Водители (вождение наземного транспорта)

II. Профессии, специфическ

Водники (плавсостав и водолазы)

Полевые и экспедиционные работники

Производственные профессии, связанные с работой в условиях жаркого микроклимата (горячих цехов металлургических и других предприятий)

Монтажники-высотники различного профиля

Горняки (угольной, горнорудной и горно-химической промышленности)

Быстрые и точные дозировочные движения руками, кистями и пальцами при работе с мелкими деталями и операциях на пультах управления

Строго дозировочные движения руками и ногами (часто в условиях дефицита времени), согласованные с процессами восприятия дорожной ситуации при управлении наземным транспортом

осложненные внешними условиями

Особенности, определяемые служебными функциями в условиях длительного плавания на морских и речных судах или работы под водой

Особенности, определяемые полевыми и экспедиционными условиями работы

Значительные температурные воздействия на организм, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями

Работа на высоте и ограниченной опоре, трудовые действия сопряжены со значительными мышечными усилиями

Подземные условия работы, трудовые действия сопряжены с большими мышечными усилиями

III. Профессии, требующие постоянного максимального или субпредельного проявления определенных физических способностей

Испытатели новой транспортной и некоторой другой техники (летчики-испытатели и др.)

Артисты цирка, эстрады, театра и кино, специализирующиеся в трюковом амплуа или включающие его элементы (цирковые гимнасты, акробаты, эквилибристы, силовые жонглеры, наездники и т. п.)

Предельно точные двигательные действия по управлению самолетом, аппаратом и т. д. в условиях острого дефицита времени, максимально загруженного сенсорного поля и воздействия других экстремальных факторов (перегрузки при ускорениях, внезапно возникающие ситуации и др.)

Демонстрация предельных возможностей в искусстве движений; существенная общность с аналогичными видами спорта

Для всех профессий, отнесенных к первой и аналогичным группам, важное значение имеют такие качества, как совершенная сенсомоторная координация, способность к широкому распределению и быстрому переключению внимания, быстрота реакции и быстрота микродействий. Когда же профессиональная деятельность такого рода протекает в усложненных условиях (на значительной высоте, например у машинистов-крановщиков башенных кранов; в горячем цеху металлургического предприятия у машинистов завалочных машин, разливочных кранов и др.), то дополнительно требуются адекватные этим условиям качества (в первом примере — вестибулярная устойчивость, во втором — закаленность по отношению к высокой температуре воздуха).

В приведенной группировке выделен ряд видов профессиональной деятельности, протекающей в особых внешних условиях. Например, труд экспедиционных и полевых работников сопряжен с длительным пребыванием на местности, большими переходами, неблагоприятными воздействиями метеорологических факторов и т. п.

Полеводам (работникам полеводческих бригад и др.) приходится ежедневно проходить в среднем 8—12 км по бездорожью, выполнять в течение дня на открытом воздухе и в любую погоду однообразную работу, нередко с локальной нагрузкой и в неудобных позах. В совокупности это вызывает общее утомление наряду с относительно локальным утомлением мышц ног и спины. Геологи, геодезисты и другие работники экспедиций испытывают еще большие трудности — трудности походной жизни (ночлег в палатках, многокилометровые переходы пешком с грузом, на лошади, в лодке, работа в труднодоступной местности — тайге, горах и т. п.). Важное значение для этих видов профессиональной деятельности имеют такие качества, как общая и локальная выносливость, сила (особенно мышц ног и спины), ловкость, устойчивость организма по отношению к неблагоприятному воздействию метеорологических факторов, а также умение ориентироваться на местности, пользоваться средствами передвижения (на лошади, мотоцикле и пр.). Особенно сложными условиями труда объясняется необходимость значительного развития ряда физических способностей работников экспедиций.

Высокие требования к физическим способностям, а отсюда и к специальной физической подготовленности предъявляет профессия монтажников-высотников, работающих на сборке и наладке строительных конструкций, линий электропередач, контактных электрических сетей на железных дорогах и т. д. Эффективность такой трудовой деятельности зависит от высокой вестибулярной устойчивости в специфических условиях, устойчивости внимания, развитой силы и силовой выносливости, смелости и других волевых качеств, а также от закаленности по отношению 1 к резким колебаниям атмосферных факторов.

Есть и профессии, требующие предельно возможного развития определенных физических способностей. Одна из таких профессий — профессия летчика-испытателя. Полет на самолете со сверхзвуковой скоростью, изменения траектории его движения (виражи, развороты) сопряжены с чрезвычайными воздействиями на организм. Например, при выводе самолета из пикирования летчику приходится переносить семи-восьмикратные перегрузки (вес его тела возрастает примерно в 7— 8 раз). Под действием перегрузок происходит перераспределение крови в организме, затрудняются функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Создаются условия кислородной недостаточности для мозга и сетчатки глаз и т. д. Не только летчик-испытатель, но и просто пилот современного самолета должен обладать полноценным здоровьем и комплексом высокоразвитых психических и физических качеств, получивших в специальной литературе название летных.

Наконец, деятельность людей артистических профессий аналогична в некотором отношении спортивной деятельности с ее постоянным стремлением к выявлению, развитию и демонстрации определенных человеческих способностей. Правда, здесь есть и отличия, состоящие, в частности, в том, что цирковой или иной профессиональный трюк при достаточно частой демонстрации перестает быть формой действительно предельного выявления соответствующих возможностей человека. Но в общем достижения в названных артистических профессиях закономерно зависят от максимального развития тех или иных двигательных способностей и поэтому предполагают особенно тщательную специальную физическую подготовку.

Таким образом, целый ряд современных профессий, в том числе и массовых, предъявляет высокие требования к физическим и связанным с ними способностями человека. В некоторых сложных видах профессиональной деятельности эти требования максимальны. Техника завтрашнего дня и задачи дальнейшего освоения природы (освоение космоса, проникновение в глубины океана и т. п.), очевидно, потребуют от представителей немалой части новых профессий еще более высокого развития способностей.

Сказанное свидетельствует также о том, что профессии имеют свою двигательную специфику. Они различаются по психофизиологическим характеристикам и условиям труда, а следовательно, предъявляют и разные требования к физической подготовленности человека. Это объективно обусловливает профилирование процесса физического воспитания, делает необходимым осуществление профессионально-прикладной физической подготовки.

Социальная значимость дальнейшего усиления прикладной направленности советской системы физического воспитания очевидна в свете указаний нашей партии и правительства об укреплении связи всей системы обучения и воспитания с жизнью, с практикой коммунистического строительства.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей