Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Построение спортивной тренировки

 Построение спортивной тренировки Стороны и черты спортивной тренировки всегда выделяются с некоторой условностью (гл. I), реально компоненты тренировочного процесса не существуют в изолированном виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторона звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Говоря более развернуто, структура тренировки характеризуется, в частности:

порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т. д.);

необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объема и интенсивности тренировочной работы);

определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы, или стадии, данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения. Структура спортивной тренировки определяется в конечном счете ее объективными закономерностями, частично рассмотренными в предыдущей главе (единство общей и специальной подготовки, непрерывность, цикличность и др.), причем на конкретные формы ее построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни, календарь соревнований и т. д. С учетом протяженности времени, в пределах которого формируются те или иные звенья тренировочного процесса, различают:

микроструктуру — структуру отдельного тренировочного занятия и микроцикла (например, недельного);

мезоструктуру — структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

макроструктуру — структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

По мере развертывания тренировочного процесса во времени его структурная организация усложняется. Это обстоятельство до недавних пор недостаточно учитывалось в теории и практике спорта. Система структурных объектов тренировки редко становилась предметом специальных исследований. Приоритет в проведении таких исследований принадлежит советским специалистам.

Структура отдельного тренировочного занятия и микроциклов тренировки

Особенности структуры отдельных тренировочных занятий

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия (урочного или неурочного характера). Тренировочные уроки, равно как и неурочные формы занятий в спорте, имеют ряд общих черт, типичных для структуры любого рационально организованного занятия физическими упражнениями (т. I, гл. XIII). Отдельное тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (получившую в спорте название разминки), основную и заключительную. Остаются справедливыми и общие принципиальные положения, высказанные ранее относительно назначения и субординации этих частей.

Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия вытекают прежде всего из специфики его содержания, которое в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками. Для спортивной практики в принципе не типична множественность основных задач, намечаемых на отдельное занятие. Повышенная сложность задач спортивного совершенствования обязывает концентрировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге дел-заданий. Охват же всей совокупности задач достигается путем увеличения общего числа занятий (до двух и более в день).

Нередко основное содержание спортивно-тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также могут строиться в значительной мере на материале бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части; соответственно устанавливаются соотношения этих частей по времени и другие детали структуры.

При более разнообразном содержании занятия его структура, естественно, усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередования нагрузок и отдыха и т. д. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Вполне очевидна зависимость структуры занятий от особенностей спортивной специализации. Так, тренировочный урок в многоборье зачастую имеет более сложное построение, чем в отдельных видах спорта, поскольку в первом случае чаще приходится комплексировать в рамках одного урока несколько разнородных упражнений. Существенно различаются в зависимости от специализации соотношения частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и другие моменты его построения. Длительность отдельного занятия, скажем, у тяжелоатлетов в большинстве случаев значительно короче, чем у представителей стайерских видов спорта (у велосипедистов-шоссейников, например, она достигает нескольких часов), причем удельный вес подготовительной части у первых обычно повышен и элементы ее содержания повторяются внутри основной части урока (если в нее включено, как это обычно бывает, несколько основных тренировочных упражнений).

Для спортивно-тренировочных форм занятий в целом характерна повышенная моторная плотность (отношение времени, занятого активной двигательной деятельностью, к общей длительности занятия). Она обеспечивается, в частности, широким использованием специальных вариантов круговой тренировки, которые предусматривают ряд эффективных способов организации тренировочной работы (круговая тренировка по методу интенсивной интервальной работы, круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы и т. д.). Эти способы детально описаны в специальных руководствах.

Особенности структуры тренировочных занятий в спорте вытекают также из уплотненного режима нагрузок и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. При ежедневной тренировке, что характерно в настоящее время для режима высококвалифицированных спортсменов, каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и последующим. В зависимости от величины и преимущественной направленности нагрузки в предыдущем занятии меняется величина и направленность нагрузки в последующем, что связано, в свою очередь, с видоизменением тех или иных деталей его структуры. Когда же тренировка проводится дважды в день и чаще (что, как уже говорилось, возможно в определенные периоды у спортсменов высокой квалификации), то взаимосвязь смежных занятий и наряду с этим вариабельность их структуры становятся еще более существенными. При 2—3 занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую-суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха в несколько часов. Естественно, что разминка, ее соотношение с основной работой и другие элементы структуры второго занятия будут во многом определяться последействием первого занятия, точно так же, как особенности построения третьего занятия будут зависеть от суммарного последействия первого и второго занятий.

Отсюда нетрудно сделать вывод, что структура тренировочных занятий в спорте характеризуется в принципе широкой вариабельностью. Сильно колеблется и длительность отдельных занятий. В отличие от школьного или иного урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием, время спортивно-тренировочного занятия можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятие вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей