Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Особенности периодизации тренировки в различных видах спорта

 Особенности периодизации тренировки в различных видах спорта Общие закономерности периодизации спортивной тренировки проявляются по-разному, в зависимости от специфики видов спорта, что видно уже отчасти из содержания предыдущих разделов. В целом наиболее значимые особенности можно охарактеризовать следующим.

Первое. В зависимости от спортивной специализации могут быть существенные различия как в общей продолжительности макроцикла тренировки, так и, следовательно, в длительности его периодов. Так, в видах спорта, предъявляющих особенно высокие требования к выносливости (марафонский бег, лыжные гонки и т. п.), в большинстве случаев используются годичные циклы тренировки. Скоростно-силовые же и близкие к ним по характеру виды спорта (толкание ядра, прыжки в высоту и т. д.) дают возможность широко использовать полугодичные и подобные им циклы и чередовать их с годичными. Годичные циклы позволяют наращивать общий объем нагрузки в более значительных пределах, чем полугодичные, обеспечивать тем самым более фундаментальные адаптационные перестройки в организме спортсмена, а также более широко обновлять запас двигательных навыков. Полугодичные циклы, отличающиеся повышенной интенсивностью, создают условия для форсированного подъема уровня специальной тренированности и ускоренной реализации ее в спортивных результатах.

Чередование макроциклов различной продолжительности практикуется в тренировке гимнастов и представителей аналогичных видов спорта, где программа состязаний периодически меняется. Длительные циклы создают благоприятные условия для освоения новой программы, а более короткие — для совершенствования освоенной программы ускоренными темпами.

При одинаковой общей продолжительности тренировочного макроцикла в различных видах спорта сроки отдельных периодов могут значительно различаться. Наиболее продолжительный подготовительный период бывает, как правило, в видах спорта стайерского характера и в многоборьях. Протяженный соревновательный период характерен для таких видов спорта, как командные спортивные игры (особенно футбол и хоккей). Это объясняется, в частности, тем, что спортивная форма команды в целом (командная спортивная форма) может поддерживаться дольше, чем индивидуальная, благодаря систематической взаимозамене игроков.

Второе. Специфика видов спорта проявляется в особенностях и соотношении различных этапов, выделяемых внутри периодов тренировки. Так, подготовительный период в тренировке по какому-либо сезонному виду спорта может иметь кроме двух основных этапов (общеподготовительного и специально-подготовительного) промежуточный этап, или подэтап. Отсутствие необходимых сезонных условий (снега, льда и т. д.) вынуждает подчас как бы отодвигать специально-подготовительный этап и замещать специфичные для него средства тренировки подобными им, но не вполне адекватными упражнениями (имитационными и т. п.).

Еще большее своеобразие, вытекающее из специфики видов спорта, имеет структура соревновательного периода. Особенно резко в этом отношении отличается соревновательный период в спортивных единоборствах и играх. Например, в боксе он включает относительно небольшое число состязаний турнирного характера, отделенных друг от друга значительными интервалами времени, тогда как, скажем, в хоккее официальные игры идут еженедельно (и чаще) почти без перерыва на протяжении 5—8 и более месяцев.

Третье. Довольно значительные особенности, обусловленные спецификой видов спорта, имеются и в соотношении различных сторон подготовки. Соотношение общей и специальной физической подготовки, например, в тренировке многоборцев изменяется по периодам и этапам макроцикла в значительно меньшей мере, чем при более узкой спортивной специализации. Удельный вес тактической подготовки в видах спорта, отличающихся многообразной и сложной тактикой (спортивные игры, спортивные единоборства), возрастает на втором этапе подготовительного периода в значительно большей мере, чем в каком-либо из видов спорта, характеризующихся относительно стандартными формами соревновательных действий.

Четвертое. В зависимости от специфики видов спорта различаются также частные тенденции динамики нагрузок по периодам и этапам тренировки. Так, объем нагрузок, связанных с участием в соревнованиях, в спортивных играх колеблется по периодам макроцикла в значительно меньшей мере, чем в ряде других видов спорта. Интенсивность специфических нагрузок в видах спорта скоростно-силового характера стремится в подготовительном периоде к максимуму быстрее, чем в видах спорта на выносливость. Динамика нагрузок силового характера в тренировке спринтеров выглядит по-иному, чем в тренировке стайеров, и т. д.

Из всего этого следует, что общие положения периодизации спортивной тренировки должны преломляться в каждом виде спорта в строгом соответствии с его спецификой. Однако было бы ошибочным противопоставлять общее и специфическое и отступать от общих закономерностей под предлогом своеобразия видов спорта. Строя тренировку, важно в любом случае опираться на общие основы ее периодизации и в то же время учитывать ее особенности, вытекающие из специфики вида спорта и других конкретных условий.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей