Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Физическое воспитание в средних и неполных средних учебных заведениях различного типа

 Физическое воспитание в средних и неполных средних учебных заведениях различного типа ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание физического воспитания по учебному плану школы

Предмет Физическая культура в школе, его взаимосвязь с другими предметами

Физическое воспитание в общеобразовательной школе организуется на основе преподавания специальной учебной дисциплины, именуемой Физическая культура. Значение предмета Физическая культура как равноправного с другими подчеркивается введением оценок в свидетельство об окончании восьмилетней школы и в аттестат о среднем образовании.

Основная направленность преподавания этого предмета — обеспечение общего физического образования в единстве с всесторонним воспитанием физических способностей, укреплением здоровья, совершенствованием свойств телосложения. В процессе преподавания вместе с передачей специальных знаний в области физической культуры формируют двигательные умения и навыки, предусмотренные программой, а также ряд гигиенических и организаторских навыков.

Преподавание предмета Физическая культура неразрывно сочетается с решением общих воспитательных задач по формированию личности учащихся, развитию у них общественного сознания, моральной закалки и выработке навыков нравственного поведения, воспитанию волевых качеств, интеллектуальных способностей и эстетических вкусов, трудовому воспитанию.

Учебно-воспитательная работа по предмету Физическая культура способствует повышению работоспособности учащихся на уроках по другим дисциплинам. Двигательные умения и навыки, приобретаемые на уроках физической культуры, и воспитываемые физические качества содействуют лучшему формированию у учащихся рабочих движений, которые требуются в различных видах учебного и производственного труда, помогают легче переносить нагрузки, быстро и легко входить в нужный темп и ритм работы, наиболее целесообразно и экономно выполнять трудовые движения.

С другой стороны, многие школьные дисциплины содействуют освоению предмета Физическая культура. Так, опираясь на полученные сведения, например в области естествознания, анатомии, физиологии, гигиены, ученики лучше осмысливают влияние физических упражнений на организм, целесообразность и способы их выполнения. В процессе физического воспитания используются навыки, полученные учениками на уроках рисования, черчения, труда и по другим предметам.

Характеристика программ

Конкретные задачи, содержание и результаты учебно-воспитательной работы по предмету Физическая культура определяются в соответствии с государственными программами Физическая культура для I—III, IV—VIII и IX—X классов общеобразовательной школы, органически связанными друг с другом и основанными на I—III ступенях комплекса ГТО

Программный материал распределен по годам обучения с учетом возрастных возможностей школьников различных классов. В зависимости от характера материала он группируется по разделам.

В программе для I—III классов имеются следующие разделы: Теоретические сведения, Гимнастика, Подвижные игры, Лыжная подготовка, Легкая атлетика (только для III класса).

На прохождение каждого из разделов предусматривается для разных классов различное время, исходя из общего числа 70 часов в год.

Учащимся I—III классов сообщаются первоначальные сведения по физической культуре и также элементарные знания, необходимые для успешного обучения двигательным действиям.

В раздел Гимнастика включены простейшие построения и перестроения, разнообразные общеразвивающие и специальные упражнения для формирования осанки. Большое место отведено основным видам движений (ходьбе, бегу, прыжкам, метаниям, лазанию и др.); предусматриваются некоторые упражнения на снарядах (висы с III класса), акробатические и танцевальные упражнения.

Подвижные игры, включенные в программу, содействуют освоению основных движений, совершенствованию в выполнении изученных двигательных действий, способствуют воспитанию физических и волевых качеств.

Основное содержание раздела Лыжная подготовка составляют: начальные способы передвижения на ль1жах, спуски со склонов и подъемы на них.

Раздел Легкая атлетика предусматривает начальную подготовку по видам легкоатлетических упражнений, включенным в комплекс ГТО I ступени.

К учащимся I—III классов предъявляется ряд требований по разделам программы, учет выполнения которых позволяет более четко оценивать успеваемость школьников. В III классе, кроме того, учитывается выполнение учебных нормативов по бегу, прыжкам в длину и в высоту с разбега, метанию теннисного мяча на дальность.

В программах для IV—X классов каждый из основных разделов построен по схеме: а) теоретические сведения, б) навыки и умения (которые должны быть приобретены в результате изучения материала данного раздела), в) материал для воспитания физических (двигательных) качеств, г) требования к учащимся.

В программе IV/класса предусмотрен ряд новых, более сложных, чем в III классе, гимнастических упражнений (в том числе шире представлены упражнения на снарядах). Материал по разделу Легкая атлетика включает более сложные формы легкоатлетического бега, прыжков в высоту и длину, метание малого мяча в цель и на дальность с повышенными нормативами. В разделе Лыжная подготовка ставится задача освоить одновременный двухшажный ход, подъем елочкой, торможение плугом. В качестве одного из основных выделяется раздел Плавание (если школа не имеет условий для занятий по плаванию, то 26 часов, выделенных на этот раздел, равномерно распределяются по другим разделам), а также раздел Спортивные игры (ручной мяч или баскетбол). Подвижные игры включены здесь как дополнительный материал к основным разделам программы и подобраны так, чтобы содействовать закреплению и совершенствованию техники ряда изученных двигательных действий, развитию быстроты двигательной реакции, координации движений и некоторых других двигательных способностей.

Программный материал для V—VIII классов значительно расширяется, а уровень требований повышается до нормативов комплекса ГТО I и II ступеней.

В раздел Гимнастика вводятся упражнения на снарядах массового типа, преодоление полосы препятствий и другие упражнения. Раздел Легкая атлетика содержит бег на короткие и средние дистанции, кроссы, эстафеты, прыжки в длину и высоту, метания, причем ставится задача овладеть основами спортивной техники. По разделу Лыжная подготовка предусматривается более основательное овладение способами передвижения на лыжах, подъемов и спусков, поворотов и торможений. Значительное время отводится освоению техники спортивных игр (ручного мяча или баскетбола) и применению их как средств физической подготовки с установкой на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. Если школа располагает соответствующими условиями, то продолжаются занятия по плаванию (примерно в объеме 14 часов). В климатических зонах, не позволяющих заниматься лыжной подготовкой, часы, отведенные на нее, используются для упражнений на коньках и кроссового бега.

Для мальчиков с VI класса вводится раздел Борьба (8 часов), а для девочек — Художественная гимнастика. Установлены различия и в дозировании нагрузок.

Общий теоретический раздел определен в объеме требований комплекса ГТО I и II ступеней, а также включает ряд сведений, необходимых для освоения практических разделов.

Программный материал по предмету Физическая культура для юношей и девушек IX—X классов в целом существенно различается в соответствии с их половыми особенностями (вся программа для них изложена в разных вариантах). Для девушек в основном материале не предусмотрен ряд упражнений, требующих значительных проявлений силы (поднимание и переноска тяжестей и др.), установлены менее высокие нормативы в упражнениях на выносливость; для юношей увеличивается время на занятия спортивной борьбой и другими непосредственно прикладными упражнениями, а для девушек — художественной гимнастикой. Весь программный материал ориентирован в прикладном отношении на подготовку к выполнению норм и требований, комплекса ГТО III ступени, а в занятиях с юношами, кроме того, на выполнение требований, вытекающих из Наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР.

Как уже подчеркивалось, основные требования школьной программы тесно увязаны с нормами ГТО I, II и III ступеней. Это видно, в частности, из табл. 13.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей