Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Методика физического воспитания

Физическое воспитание детей в семье

 Физическое воспитание детей в семье Роль семьи в физическом воспитании детей, как известно, велика и ответственна. Родители и лица, их заменяющие,— говорится в разделе IX Основ законодательства СССР и союзных республик о народном образовании, — обязаны: воспитывать детей в духе коммунистической нравственности, бережного отношения к социалистической собственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать их к общественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей... В домашнем быту должны создаваться благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья, роста и нормального физического развития детей, что возможно лишь при целесообразно осуществляемом семейном физическом воспитании.

Первая предпосылка благотворного влияния семейного быта на здоровье детей — это создание гигиенически нормальных условий быта, соблюдение в домашнем быту правил личной и общественной гигиены. Сюда относится:

— Разумная организация режима жизни детей. Общий суточный режим (правильное распределение времени в течение суток для сна, питания, различных видов деятельности, отдыха) устанавливается с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, условий, в которых они живут, воспитываются и учатся. Во время учебного года он во многом определяется занятиями в школе, а летом может быть подобным тому, какой заведен в пионерских лагерях.

—Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к внешним условиям быта (свежий воздух и чистота в помещениях, где занимаются, играют, отдыхают и спят дети; содержание в чистоте и исправности инвентаря для игр и упражнений; гигиенически оправданные размеры, формы и качество игрушек, предметов домашнего обихода, с которыми имеет дело ребенок; достаточная освещенность мест игр и занятий и т. д.).

В связи с этим одна из важных задач семьи состоит в том, чтобы прививать детям с младенческих лет навыки личной и общественной гигиены вплоть до формирования устойчивых привычек. Это длительный процесс, требующий сотрудничества семьи, школы, общественных организаций. Стержнем, вокруг которого формируются многие гигиенические навыки, является привычка к рациональному распорядку дня в семье. Приучение к твердому режиму жизни дает не только оздоровительный эффект, но одновременно имеет и серьезное собственно-воспитательное значение, поскольку во многом содействует воспитанию организованности, дисциплинированности. Приучаясь строго придерживаться рационального режима жизни в семье, дети сознательно переносят эту привычку и на общий режим деятельности.

От родителей во многом зависит воспитание у детей правильной осанки. Ее формированию и закреплению можно содействовать систематическим выполнением дома гигиенической гимнастики и других физических упражнений, использованием гигиенически оправданной мебели для детей, регулярной заботой о правильном положении тела ребенка во время еды, приготовления уроков и других домашних занятий. Родители обязаны в доходчивой форме разъяснять детям значение правильной осанки и систематически вести действенный контроль, особенно когда возникает необходимость в специальных корригирующих упражнениях для предупреждения или исправления дефектов осанки.

Одна из основных сторон физического воспитания детей в семье — закаливание с помощью естественных факторов природы. Понятно, что оно лишь тогда дает наибольший эффект, когда проводится регулярно и с постепенно возрастающей дозировкой. Целесообразно сочетать его с физическими упражнениями. С возрастом дети приучаются самостоятельно выполнять дома процедуры по закаливанию, если родители разъясняют им пользу закаливания и учат правильно применять различные процедуры. По вопросам приема детьми воздушных, солнечных ванн и использования водных процедур родители могут получать рекомендации от врача и школьного учителя физической культуры.

Физические упражнения в семейном быту школьника составляют существенное и необходимое дополнение к двигательному режиму детей, обеспечиваемому школой и внешкольными учреждениями. В условиях семейного воспитания чаще всего используются следующие физические упражнения и формы их применения:

— Подвижные игры. Они организуются родителями или самостоятельно детьми. Родители обязаны следить за тем, чтобы игры не приобретали чисто развлекательного характера, а служили прежде всего укреплению здоровья, помогали развитию физических и психических способностей, формированию нужных черт поведения.

— Утренняя гимнастика. Дети до 7—9 лет занимаются обычно при непосредственной помощи старших. Мальчики и девочки с 10—11 лет должны уметь самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики, как это предусматривается I и II ступенями ГТО. Но это не освобождает родителей от необходимости методической помощи и контроля.

Упражнения спортивного характера. Выбор их в определенной мере зависит от спортивных увлечений родителей и условий для занятий "по месту жительства. В настоящее время создаются все более благоприятные условия для самостоятельных занятий детей (под руководством родителей) плаванием, бегом, катанием на коньках и лыжах, спортивными играми.

Прогулки и экскурсии. Они проводятся обычно в пределах одного дня. Дозировка нагрузки (протяженность маршрута, скорость передвижения и т. п.) устанавливается в зависимости от возраста детей по совету врача и методиста. В сочетании с прогулками (пешеходными, на лыжах, лодке, велосипеде) используются разнообразные упражнения на местности в оздоровительных и воспитательных целях.

Физкультминутки. Их основное назначение — активный отдых между приготовлением уроков, заданных на дом. Физкультминутка состоит из двух-трех простейших физических упражнений, которые рекомендуется выполнять детям 7—9 лет через 30— 35 мин. непрерывных занятий, а ученикам более старшего возраста через каждые 45 мин. Физкультминутки помогают снять умственное утомление, восстановить работоспособность, сохранять правильную осанку за столом во время чтения и письма.

Выполнение домашних заданий по физической культуре. Родители должны контролировать правильность выполнения заданий. Элементы их можно включать в виде дополнения к утренней гимнастике или физкультминуткам.

Кроме того, дома могут проводиться индивидуальные дополнительные тренировки юных спортсменов, систематически занимающихся в спортивных секциях или ДЮСШ. Важно, чтобы такие занятия находили поддержку и внимание со стороны родителей (разрешение вопросов бюджета свободного времени, отдыха, питания, сна и др.)

Сотрудничество семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей осуществляется в разнообразных формах. Школа организует индивидуальные и групповые консультации, собеседования, доклады на родительских собраниях, по основным вопросам обеспечения единого (для семьи и школы) подхода к физическому воспитанию школьников. Родителям сообщают результаты наблюдений врача за состоянием здоровья и физическим развитием каждого ребенка, которые служат основанием для индивидуальных назначений детям режима, гигиенических процедур, физических упражнений. Учителя школы знакомятся с бытом детей в домашних условиях, решают во время посещения семьи вопросы, касающиеся оптимизации общего и двигательного домашнего режима школьников и т. д. Особенно тесные контакты устанавливаются между родителями юных спортсменов и тренерско-педагогическим составом ДЮСШ.

Помощь родителей школе и внешкольным учреждениям в работе по физическому воспитанию выражается прежде всего в содействии закреплению и развитию того, что дают эти учреждения детям, вовлекая их в систематические занятия физической культурой и спортом. Используя установленные в законодательном порядке права, родители (или заменяющие их лица) могут принимать участие в обсуждении вопросов постановки физического воспитания в общеобразовательной школе и ДЮСШ, где воспитываются и обучаются их дети. Родительские комитеты в школах привлекают родителей к проведению оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий, решению организационных вопросов постановки физического воспитания детей в летнее время в городских и загородных пионерских лагерях, выпуску стенных газет, в которых среди других материалов освещается опыт семейного физического воспитания и другие формы помощи школе. Родительский комитет в ДЮСШ оказывает руководству и тренерско-преподавательскому составу школы помощь в воспитательной работе, в организации оздоровительно-спортивного лагеря, тренировочных сборов, проведении соревнований, показательных выступлений и т. д. Родительские комитеты при домоуправлениях, ЖЭК помогают в организации физкультурной работы во дворе, создании детских сезонных спортивных клубов, проведении соревнований дворовых и уличных команд по различным видам спорта. С привлечением самих детей во дворах, на площадках оборудуют гимнастические городки, заливные катки, снежные горки, уголки для игр.

Контакты семьи, школы и внешкольных учреждений в физическом воспитании детей, таким образом, многообразны. Они составляют единую структуру социальной организации воспитания.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей