Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Воспитание выносливости

 Воспитание выносливости Показатели выносливости (особенно статической и скоростной) у детей младшего школьного возраста незначительны. Например, мощность работы, которая может быть сохранена в течение 9 мин., у детей 9 лет составляет только 40% мощности, сохраняемой взрослыми на протяжении такого же времени (Н. Н. Яковлев). Однако уже к 10-летнему возрасту дети становятся способными без выраженных признаков снижения работоспособности неоднократно повторять скоростные действия (например, ускоренный бег 30 м с короткими промежутками для отдыха) или малоинтенсивную работу (медленный, сравнительно продолжительный бег).

Развитие выносливости, как и других физических способностей, на различных этапах возрастного созревания организма происходит неравномерно (табл. 11 и 12).

Как видно из таблиц, первое значительное увеличение продолжительности бега с указанной интенсивностью наблюдается у девочек в 9 лет, у мальчиков — в 10 лет; затем в 12 и соответственно 13 лет; у юношей в 16 лет этот показатель выносливости возрастает наиболее существенно, у девушек после 14 лет продолжительность бега с каждым годом сокращается, если не проводится направленной тренировки.

Вопреки распространенной прежде точке зрения, современные исследования (А. Н. Макаров с сотр . и др.) и практика детского спорта убеждают, что уже в младшем школьном возрасте следует

направленно воздействовать на развитие выносливости разного типа, в первую очередь выносливости в работе умеренной и переменной интенсивности, не предъявляющей особых требований к ана-эробно-гликолитическим возможностям организма.

Воспитанию выносливости необходимо уделять достаточное место во всех формах работы по физическому воспитанию с детьми — в общей физической подготовке по школьной программе, во внешкольных занятиях и особенно в спортивной тренировке юных спортсменов.

Естественно, что, решая задачу воспитания выносливости в школьные годы, нужно тщательно учитывать большие возрастные различия в приспособительных реакциях организма к повышенным физическим нагрузкам. В экспериментах на животных показано (К. П. Рябов и др.), что продолжительные нагрузки могут вызвать замедление прибавки в весе растущего организма, подавлять функции желез внутренней секреции, обусловливать ряд патологических процессов. Нагрузки, направленные преимущественно на развитие выносливости, допустимы лишь при систематическом квалифицированном врачебном и педагогическом контроле.

При воспитании выносливости у младших школьников чаще всего пользуются подвижными играми, включающими кратковременно-интенсивные повторяющиеся двигательные действия с сюжетными паузами («Два мороза», «Волк во рву» и т. п.), а затем и играми с повышенной моторной плотностью («Не давай мяча водящему», «Мяч капитану» и т. д.). При достаточно умелом регулировании режима двигательной активности занимающихся игры, особенно спортивные, могут существенно содействовать развитию выносливости разного типа, в том числе и выносливости в непрерывной работе циклического характера. Этот эффект наиболее значительно проявляется на первых этапах физического воспитания. Однако игровая деятельность не позволяет достаточно направленно и строго дознрованно воздействовать на отдельные факторы, определяющие различные виды выносливости. Отсюда понятно стремление использовать уже на первых этапах воспитания выносливости ряд таких средств и методов, которые дают возможность оказывать точно дозированные воздействия (бег на различные дистанции, бег на лыжах и другие упражнения циклического характера, а также серийно выполняемые гимнастические и другие общеподготовительные упражнения, организованные в форме «круговой тренировки»),

Согласно исследовательским данным (А. Н. Макаров с сотр .), воспитание выносливости в беге у школьников 11 —12 лет целесоо б - , разно начинать с кроссовой подготовки и равномерного пробегания со скоростью 2—3 м/сек 200—400-метровых отрезков дистанции повторно в чередовании с ускоренной ходьбой (30—50 м в темпе 150 шагов в минуту). Как правило, в результате регулярных занятии такими упражнениями за 1—2 месяца удается существенно увеличить продолжительность пробегаемых дистанций. После этого вводится дополнительно переменный бег, который дозируете, по схеме: 200—400 м со, скоростью 2—3,5 м/сек и 30—50 м ускоренного бега (4—4,5 м/сек). При систематической тренировке общий километраж, преодолеваемый в таких упражнениях, может достигать в отдельных занятиях 2—3 км, а длина кроссовой дистанции — 10 км (у мальчиков 11 —12 лет).

По мере возрастного созревания организма для воспитания выносливости используется все более широкий комплекс упражнений— ци клических (бег на различные дистанции, передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, гребля и т. д.), ациклических и смешанных. Причем основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений в этих целях является круговая тренировка по методу длительной непрерывной и интенсивной работы.

В процессе воспитания выносливости у детей чрезвычайно важно создать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями «на выносливость» применяют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере, богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).

Одна из определяющих черт методики воспитания выносливости в школьный период — постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей выносливости), к воспитанию специальной выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности. Воспитание выносливости у юных спортсменов осуществляется при этом, естественно, в зависимости от специфики спортивной специализации.

Учитывая особенности возрастной динамики выносливости у девушек, отмеченные выше (падение ее показателей после 14 лет), для них предусматривают менее значительные нагрузки «на выносливость», чем у юношей (например, если начальный норматив ГТО в кроссовом беге для мальчиков и девочек 10—11 лет почти одинаков, а в плавании вообще не различается, то для девушек 16—18 лет устанавливается не только в 2 раза меньшая , чем у юношей, кроссовая дистанция, но и меньшая скорость ее преодоления — 0,5 и 1 км со скоростью около 4,2 и 4,8 м/сек соответственно). Вместе с тем и для девушек необходимо предусматривать такую систему упражнений, которая исключила бы у них регресс выносливости в старшем школьном возрасте.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей