Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Профессионально-прикладное использование физической культуры

 Профессионально-прикладное использование физической культуры В основной период трудовой деятельности человека, естественно, возрастает роль непосредственно прикладного использования средств физической культуры в сфере труда, а также для оптимизации работоспособности во внерабочее время. Уже отмечалось, что внедрение физической культуры в научную организацию труда и в быт трудящихся имеет серьезное социально-экономическое значение, поскольку в результате существенно уменьшаются потери рабочего времени по болезни, возрастает производительность труда, обеспечивается творческое долголетие работников. Создавая условия для развития профессионально-прикладных форм физической культуры, социалистическое общество преследует, разумеется, не только экономические, но и прежде всего оздоровительные цели. В процессе профессионально-прикладного использования физической культуры решаются как задачи повышения работоспособности, так и задачи укрепления, здоровья, профилактики профессиональных заболеваний, предупреждения травматизма, улучшения общего физического и эмоционального состояния человека.

Значение направленного использования средств физической культуры непосредственно в сфере труда и в связи с трудовой деятельностью обусловлено главным образом следующим.

Многие современные виды труда характеризуются гиподинамией (ограниченной двигательной активностью) или относительно односторонними требованиями к функциональным возможностям организма. Средства физической культуры позволяют предупредить нежелательные отклонения в физическом развитии, которые могут возникнуть в силу данных особенностей труда.

В современном производстве исключены пока еще не все условия, создающие возможность профессиональных заболеваний и травм. Средства физической культуры позволяют существенно уменьшить их вероятность.

Любой трудовой процесс имеет фазу врабатывания, а при достаточно большой продолжительности и напряженности — фазу снижения работоспособности. Производственная гимнастика и другие средства физической культуры ускоряют врабатывание, уменьшают или исключают падение рабочей производительности.

Ряд видов труда требует специальной физической подготовленности, которая может быть обеспечена лишь специфическими средствами и методами физического воспитания.

Очевидно, нет такого вида трудовой деятельности, успешность которой хотя бы косвенно не зависела от общей физической подготовленности и крепкого здоровья, приобретаемых в результате рационального использования средств физической культуры.

Все это характеризует теснейшие связи физической культуры с трудом и указывает на основные направления, по которым реализуются эти связи. Уточнить задачи и формы использования средств физической культуры для содействия конкретной трудовой деятельности помогает составление специальных профессиограмм .

В профессиограмму включают:

общие сведения о профессии (вид профессии, средства и результаты труда, неспецифические условия труда и общий распорядок рабочего дня);

данные об особенностях трудовой деятельности и ее условиях, специфически воздействующих на организм: рабочее положение и состав рабочих операций, преимущественно функционирующие органы, степень физических усилий и психической напряженности, темп, степень монотонности и порядок чередования рабочих фаз и отдыха; температура микросферы, ее загрязненность, производственный шум, вибрация, вращения, толчки; динамика работоспособности;

специфические профессиональные заболевания;

специфические отклонения в физическом развитии, вызываемые характером и условиями профессионального труда;

5) специфические физические и психические качества, которыми должен обладать представитель данной профессии;

6) необходимые двигательные навыки профессионально-прикладного характера, i

Опираясь на данные профессиограммы , специалисты определяют задачи, средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки (если она необходима), рекомендуют целесообразные коррективы в общей физической подготовке и формы направленного использования средств физической культуры непосредственно в организации труда.

Как было уже подчеркнуто, наиболее широкое прикладное значение имеет общая физическая подготовка, поскольку она создает предпосылки успешного выполнения самых разнообразных трудовых функций. Общая физическая подготовка может иметь в зависимости от характера профессии те или иные особенности (например, включать специальные упражнения для профилактики или исправления профессиональной односторонности в развитии двигательного аппарата, нарушений осанки и т. д.). Прикладпотрудовой аспект может быть выражен и в занятиях спортом (так, в ДСО, объединяющих работников морского и речного флота, широко культивируются водные виды спорта, среди работников воздушного флота особенно популярны самолетный, планерный, парашютный, авиамодельный спорт и т. п.). В тех же случаях, когда избранная профессия предъявляет специфические требования к физическим и связанным с ними способностям, двигательным умениям и навыкам человека, организуется профессионально-прикладная физическая подготовка со всеми присущими ей особенностями.

Непосредственно в сфере труда применяется производственная гимнастика. Комплексы ее созданы с учетом особенностей основных групп профессии. Наиболее распространенными формами производственной гимнастики являются вводная гимнастика и физкультурная пауза.

Вводная гимнастика (ее продолжительность — 5—7 мин.) проводится с целью активизировать функциональные системы организма так, чтобы способствовать быстрому включению в производственный процесс, сократить период «врабатываемости».

Физкультурные паузы (до 10 мин.) включают в определенные моменты трудового процесса с тем, чтобы предупредить утомление или уменьшить степень падения работоспособности, использовав эффект активного отдыха. Чаще всего такую паузу вводят за 1,5— 2 часа до обеденного перерыва или за 1,5—2 часа до окончания работы.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей