Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Основы специализированных занятий спортом в детском возрасте

 Основы специализированных занятий спортом в детском возрасте Возрастающая роль спорта в физическом воспитании детей и молодежи

Необычайно стремительное развитие спорта в современном обществе выражается помимо всего прочего и во все большем проникновении его в практику физического воспитания детей и молодежи школьного возраста. Это обусловлено прежде всего исключительной действенностью спорта как средства и метода физического воспитания, а вместе с тем и его незаурядным значением как фактора формирования личности, разносторонней подготовки подрастающих поколений к жизненной практике, приобщения к активной общественной жизни.

В программных установках нашей партии подчеркнута необходимость «всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах». В общегосударственном плане на очередное пятилетие предусматривается наряду с развитием народного образования и других сторон культуры обеспечить дальнейшее расширение и качественное совершенствование всех форм внешкольной работы с детьми, в том числе расширение сети ДЮСШ, укрепление их материальной базы, повышение квалификации тренерского состава. Серьезные задачи по развитию детско-юношеского спорта ставит перед собой комсомол. Наряду с уставным положением о том, что каждый комсомолец обязан «закалять себя физически, регулярно заниматься спортом»... решения XVI съезда ВЛКСМ нацеливают комсомольские организации особое внимание уделять детскому и юношескому спорту. Постоянная забота о спортивном движении детей и молодежи в нашей стране обусловливает ускоренные темпы его развития. Например, число ДЮСШ в СССР составляло в 1940 г. 262, в 1950 г —454, в 1960 г.— 1715, в 1970 г. —3813, в 1975 г. (на 1 января ) — 4900, а число занимающихся (в тысячах) соответственно: 46,6; 100,8; 477,6; 1323,4; 1750.

Внедрение спорта в процесс физического воспитания детей и молодежи школьного возраста, интенсифицируя в разумной мере этот процесс, существенно повышает его эффективность в первую очередь по воздействию на развитие физических способностей. Как уже отмечалось, степень развития физических способностей у юных спортсменов значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. У последних менее благоприятна и возрастная динамика ряда показателей физических качеств (рис. 19—21). У юных спортсменов выше уровень функциональных возможностей организма (Р. Е. Мотылянская , А. А. Гуминский , М. Я. Студеникин , С. В. Хрущев и др.), сопротивляемость его заболеваниям (М. В. Антропова, Н. В. Полянская и др.).

Существенно наряду с этим, что спортивная деятельность предоставляет богатые возможности для нравственного, волевого, интеллектуального и эстетического воспитания, способствует, в частности, воспитанию дисциплинированности и организованности, приучает к строгому соблюдению режима, четкому планированию своего времени. При разумной организации она не только не идет в ущерб общему развитию школьников, но и во многом содействует их общеобразовательной подготовке (показательно, к примеру, что среди участников финальных соревнований Всесоюзных спартакиад школьников значительный процент составляют ученики, оканчивающие школу с золотой медалью и похвальной грамотой).

Данные социологических исследований по выявлению интересов детей и молодежи школьного возраста неизменно обнаруживают, что одно из первых мест занимает интерес к спорту. Это и понятно, поскольку спорт с его выраженной установкой на конкретные достижения, системой их общественного поощрения, яркой эмоциональной окрашенностью межличностных отношений и другими привлекательными чертами отвечает психологическим особенностям формирующейся личности, особенно стремлению к самопознанию и самоутверждению. Детский спортивный коллектив, умело направляемый педагогом, — важный фактор развития этих интересов и устремлений по общественно оправданному руслу. Через спортивный коллектив подростки и юноши приобретают положительный социальный опыт, расширяют его, формируются как активные члены общества.

Все сказанное характеризует ценность спорта как одного из основных средств и методов воспитания подрастающих поколений. Разумеется, это справедливо лишь при целесообразной организации спортивных занятий и квалифицированном педагогическом руководстве ими. Ведь те же самые свойства спорта, которые определяют его воспитательную ценность, могут при известных условиях воспитывать и отрицательные качества. Например, неотделимая от спорта установка на победу, выигрыш, достижение может способствовать формированию у юного спортсмена безудержного стремления к самоутверждению во что бы то ни стало, эгоизма, тщеславия и других отрицательных черт характера, если нет действенного направляющего влияния спортивного педагога и не создана положительная нравственная атмосфера в детском спортивном коллективе. Тренировочные и соревновательные нагрузки могут быть не только полезны, но и опасны для растущего организма, если отсутствует квалифицированная регламентация их, соответствующая возрастным, половым и индивидуальным особенностям юных спортсменов.

Школьники могут в зависимости от этапов их возрастного развития, уровня физической подготовленности, индивидуальной спортивной одаренности и особенностей избранного вида спорта последовательно проходить (в школе и вне ее) три стадии спортивных занятий: предварительную спортивную подготовку, начальную спортивную специализацию и углубленное спортивное совершенствование (в большинстве случаев — первые его ступени). Отличительные черты занятий на этих стадиях уже были кратко охарактеризованы.

Предварительная спортивная подготовка обеспечивается в процессе прохождения школьного курса по программе «физическая культура», на занятиях школьных спортивных секций и в процессе начальных занятий спортом в пионерских лагерях, в Домах пионера, на сборах пионерских отрядов и дружин, в пар ках культуры и отдыха, в спортивных кружках при ЖЭК и т. д.

В начале данного этапа еще нет спорта в полном смысле этого слова: он представлен в своих элементах (изучение основ техники отдельных спортивных упражнений на обязательных уроках физической культуры, эпизодическое использование спортивного метода при выполнении учебных нормативов, в играх, развлечениях и т. п.). Постепенно дети вовлекаются в систематические занятия излюбленными спортивными упражнениями. Большую роль в этом играет система внутришкольных и внешкольных массовых соревнований для детей разного возраста, прежде всего соревнований по нормативам ГТО. Кроме того, согласно существующему положению, школа принимает участие в районных (городских) соревнованиях по двум обязательным видам спорта (легкой атлетике и лыжному спорту или гимнастике, когда нет условий для занятий лыжным спортом) и двум видам спорта по выбору. Приобщению детей к начальным занятиям спортом способствуют и такие формы состязаний, как «Веселые старты» по телевидению и т. п.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей