Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Основы физического воспитания подрастающего поколения

 Основы физического воспитания подрастающего поколения  В ШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (общая характеристика)

1. ОТПРАВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Период с 7 до 17—18 лет — т. е. годы обучения в начальной и средней школе — охватывает ряд чрезвычайно важных ступеней возрастного созревания и становления человека как личности. Охватывающее этот период звено системы физического воспитания имеет поэтому фундаментальное значение.

Государственные установления и задачи

Исходные государственные установления

Школа и внешкольные организации направляют всю свою деятельность на реализацию программных установок нашей партии о воспитании нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Одним из основных факторов всестороннего развития человека является физическое воспитание. Поэтому в деятельности школы и внешкольных организаций ему уделяется все большее внимание.

Важная роль и место физического воспитания в системе общего образования детей и молодежи школьного возраста закреплены «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образований». Физическое воспитание представлено в учебных планах всех государственных учреждений, обеспечивающих среднее образование (общеобразовательных и специальных), а также профессионально-технических училищ. Средства физической культуры и спорта включены в число основных средств воспитания, используемых вне учебного плана школы. Одним из существенных условий развития внешкольного воспитания явилось создание широкой сети детских и юношеских спортивных школ, станций юных туристов и других учреждений, удовлетворяющих потребности детей и молодежи в спорте, содействующих организации культурного досуга и укреплению здоровья. В законодательном порядке предусмотрено сотрудничество школы, семьи и общественности в воспитании детей и молодежи, в том числе и в области физического воспитания.

Программное содержание и нормативные основы физического воспитания школьников регламентируются государственными программами и комплексом ГТО, первые три ступени которого специально рассчитаны на учащихся общеобразовательной школы и других средних учебных заведений. Организационная упорядоченность физического воспитания обеспечивается в соответствии с «Положением о физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы» (1970 г.), в котором сформулированы основные требования к организации работы по физическому воспитанию, определены обязанности в руководстве этой работой органов народного образования и порядок их взаимодействия с комсомолом, профсоюзами, спортивными и другими общественными организациями, а также с органами здравоохранения.

Таким образом, физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста рассматривается у нас в стране как дело большой социальной важности и гарантируется в государственном порядке. На основе государственных установлений обеспечивается должная направленность всей практики физического воспитания подрастающих поколений.

Задачи

Согласно общей цели советской системы физического воспитания, в школьный период надо обеспечить на каждом возрастном этапе последовательное физическое совершенствование и гарантировать на этой основе к окончанию средней школы необходимый уровень всесторонней физической подготовленности к предстоящим общественно важным видам деятельности (профессиональное образование, производительный труд, служба в армии).

Эта цель конкретизируется применительно к особенностям возрастных этапов развития школьников и соответствующим им (в основном) этапам школьного образования. В данном отношении выделяются три крупных этапа: с 7 до 9 лет (I—III классы начальной школы), с 10 до 15 лет (IV—VIII классы восьмилетней школы), с 15 до 17—18 лет (IX—X или XI классы средней школы или период обучения в техникумах и средних специальных училищах) *. В целом основные группы задач, решаемых на этих этапах в процессе физического воспитания, и их поэтапная конкретизация состоят в следующем.

Первая группа задач — задачи физического образования. С учетом общей логики школьного образования и возможностей учащихся разного возраста предусматривается:

а) сообщение ученикам и освоение ими доступных знаний в области физической культуры и спорта, в том числе:

в младшем школьном возрасте — расширение и пополнение элементарных сведений, полученных в дошкольный период, о пользе физических упражнений, правильных способах их выполнения (в связи с программным материалом), правилах личной гигиены и т. д.;

в среднем школьном возрасте — сообщение и прочное освоение знаний, соответствующих требованиям комплекса ГТО I и II ступеней, а также пополняющих и углубляющих их знаний по школьной программе;

в старшем школьном возрасте — сообщение и прочное освоение знаний, отвечающих требованиям комплекса ГТО III ступени, а также углубляющих их сведений о сущности физического воспитания, прикладном значении его различных средств и методов, правилах их самостоятельного использования в жизни и других знаний, предусмотренных в школьной программе «Физическая культура» для старших классов или специальных средних учебных заведений;

б) формирование необходимого в жизни основного фонда двигательных умений и навыков, закрепление и совершенствование их, в том числе:

в младшем школьном возрасте — закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных в дошкольный период, пополнение их на основе «школы» гимнастических упражнений, приучающих дифференцированно управлять отдельными движениями и координировать их, освоение доступных форм техники прикладных упражнений и отдельных видов спорта (начальных форм техники легкоатлетического спринта, кроссового бега, прыжков в длину и в высоту и др.);

в среднем школьном возрасте — совершенствование приобретенных на предыдущем этапе двигательных умений и навыков исходя из возрастающего уровня функциональных возможностей организма и условий сдачи нормативов комплекса ГТО I и II ступеней, обогащение двигательного опыта путем обучения новым двигательным действиям, предусмотренным школьной программой, и начальной специализации в избранных видах спорта;

в старшем школьном возрасте — углубленное освоение техники двигательных действий, включенных в программный материал по физическому воспитанию в средней школе, расширение фонда спортивных и непосредственно прикладных двигательных навыков (тут ристских , военно-прикладных и др.), выработка умений применять их в усложненных условиях, доведение усвоенных ранее двигательных умений и навыков до степени совершенства, необходимой для сдачи нормативов комплекса ГТО III ступени и других нормативов , установленных для завершающих среднее образование;

в) формирование и закрепление гигиенических навыков (т. е. навыков, способствующих соблюдению правил личной и общественной гигиены), от навыков поддержания чистоты тела и содержания в порядке физкультурного костюма до навыков систематического самоконтроля за состоянием организма во время занятий.

Вторая группа задач — задачи по содействию гармоническому формированию растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических способностей. В зависимости от этапов возрастного развития учащихся предусматривается:

а) закаливание организма, в том числе повышение его общей сопротивляемости по отношению к действию таких постепенно усиливающихся от этапа к этапу факторов, как физическое утомление, температурные воздействия внешней среды, солнечная радиация и т. п.;

б) воспитание физических способностей, в том числе:

в младшем школьном возрасте — обеспечение всестороннего развития физических качеств, преимущественно координационных и скоростных способностей (главным образом тех, которые не связаны со скоростной выносливостью и проявляются в нестандартных формах двигательных действий);

в среднем школьном возрасте — то же с расширением преимущественной направленности воздействий на отдельные скоростно-силовые способности (не связанные с предельными собственно-силовыми напряжениями) и выносливость аэробного характера; достижение работоспособности, позволяющей выполнить нормативы комплекса ГТО I и III ступеней;

— в старшем школьном возрасте — обеспечение высокой степени всестороннего развития физических способностей (координационных, скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости разного типа и т. д.), позволяющей выполнить Нормативы комплекса ГТО III ступени, а также (в зависимости от склонностей) квалификационные нормативы по какому-либо виду спорта и гарантировать необходимую в жизни общую работоспособность;

в) формирование (главным образом в младшем школьном возрасте) и закрепление (на последующих этапах) рациональной осанки в различных условиях двигательной деятельности и коррекция отдельных особенностей телосложения (мышечных объемов, веса тела и др.), если в этом возникает необходимость.

Третья группа задач — задачи, вытекающие из взаимосвязи физического, нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания как сторон единого учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в школе, и внешкольных учреждениях. Ряд таких задач решается непосредственно в процессе, физического воспитания. К ним относятся, в частности, задачи по обеспечению должной мотивации физкультурной и спортивной деятельности (потребностей и интересов), формирован ию ее э тических основ, воспитанию волевых качеств, а также по подготовке к общественной деятельности в качестве физкультурного организатора, инструктора и спортивного судьи (в старшем школьном возрасте).

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей