Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Формы организации

 Формы организации Физическое воспитание детей и молодежи школьного возраста организуется в основном в трех сферах:

в учебных заведениях, составляющих систему всеобщего среднего образования;

в организациях, осуществляющих внешкольное воспитание;

в условиях семейного быта.

Для каждой из этих сфер характерно, как правило, разнообразие конкретных форм построения занятий физическими упражнениями. Первостепенное значение имеют урочные формы занятий (уроки физической культуры в школе; урочные занятия по виду спорта в ДЮСШ и т. д.). В них решаются основные учебно-воспитательные задачи под непосредственным руководством учителя физической культуры, тренера-инструктора. Необходимым дополнением к урочным формам занятий являются неурочные формы, использование которых предусматривается с младшего школьного возраста (например, утренняя гигиеническая зарядка в домашнем быту, самодеятельные подвижные игры, выполнение домашних заданий по физической культуре).

В средних и неполных средних учебных заведениях работа по физическому воспитанию организуется в виде обязательных уроков физической культуры (по учебному плану), урочных занятий по плану работы школьных спортивных секций и групп общей физической подготовки, а также в виде гимнастики до начала учебной работы, физкультурных пауз, игр и спортивных развлечений на больших переменах и в распорядке продленного школьного дня.

Внешкольные организации и учреждения проводят работу по физическому воспитанию:

а) в форме урочных и неурочных занятий с постоянным контингентом школьников (в ДЮСШ, спортивных секциях Дворцов пионеров и т. д.);

б) в форме массовых состязаний, конкурсов, игр, походов и других занятий неурочного типа с переменным контингентом детей — различного возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности.

Физическое воспитание школьников в семье осуществляется чаще всего в таких формах, как утренняя гигиеническая гимнастика, «физкультминутки» или физкультурные паузы в процессе приготовления домашних заданий, самостоятельные занятия по освоению физических упражнений, разученных на школьных уроках, подвижные игры и самодеятельные состязания (по месту жительства), прогулки, походы и купания с родителями и т. п.

Конкретизация общих принципов

Воплощая в работе по физическому воспитанию детей и молодежи школьного возраста общие принципы советской системы физического воспитания, необходимо руководствоваться следующими требованиями, в которых конкретизируются эти принципы соответственно особенностям контингента занимающихся и условий работы.

Требования по осуществлению принципа всестороннего гармонического развития личности

Ведущая роль этого принципа в физическом воспитании детей и молодежи школьного возраста выражена в совокупности основных задач, преследуемых в данном звене системы физического воспитания (1.1.2). Для последовательного воплощения этих задач требуется кроме всего прочего:

1. Исходить из главенствующего значения широкой общей физической подготовки по отношению к специализации. Общая физическая подготовка детей школьного возраста — главная гарантия их всестороннего гармонического физического развития и физического образования, что служит и одной из решающих предпосылок успешной специализации в том или ином виде деятельности (производственной, спортивной и т. д.).

Всесторонняя физическая подготовка молодого поколения при определенных условиях не исключает спортивной подготовки и спортивной специализации. Спортивная подготовка на своей начальной ступени должна включать разнообразные физические упражнения, состав которых лишь постепенно специализируется в зависимости от выбора и уточнения предмета углубленного спортивного совершенствования. Но и с началом спортивной специализации в детском возрасте доминирующей должна оставаться направленность на всесторонность воспитания физических качеств и на систематическое расширение фонда приобретенных двигательных умений и навыков.

Одним из показателей гармонического сочетания общей физической подготовки со спортивной специализацией является успешное выполнение усложняющихся нормативов I—III ступеней комплекса ГТО и юношеских разрядов Единой всесоюзной спортивной классификации.

2. Органически связывать применение средств физического воспитания школьников с их умственным воспитанием.

Специальные исследования и практика подтверждают, что школьники, успевающие на уроках физической культуры и занимающиеся в спортивных секциях школьного коллектива, как правило,, хорошо овладевают общеобразовательными предметами, обладают высокой учебной работоспособностью. И наоборот, вялые, малоподвижные дети нередко отстают в психическом развитии.

Разумеется, нельзя допускать чрезмерного увлечения детей излюбленными видами физических упражнений, которое может переходить, по выражению А. С. Макаренко, «во всеобъемлющую страсть». Это отрицательно скажется не только на интересе к учебе в целом и на психическом развитии учащихся, но и может пойти во вред физическому развитию.

3. Постоянно и в полной мере использовать в процессе физического воспитания благоприятные возможности для формирования должных этических основ поведения, готовности выполнять правила социалистического общежития; прививать эстетическую культуру. Исходя из содержания и условий организации различных форм работы по физическому воспитанию, надо вести учащихся от первоначальных, простейших представлений о нормах и правилах коммунистической морали к более полному, глубокому осознанию и соблюдению их как в практике занятий физическими упражнениями, так и в повседневной жизни.

Необходимо использовать и чрезвычайно богатые возможности, которые предоставляют активные двигательные действия учеников, для преодоления постоянно возрастающих трудностей в целях воспитания настойчивости, инициативы, решительности, смелости и других волевых качеств. В коллективных занятиях подвижными играми, гимнастикой, туризмом и особенно спортом ученики практически получают яркое наглядное представление о значении дружных совместных действий, о товариществе. Воспитание при этом заботливого, бережного отношения к предоставленным для занятий материальным ценностям содействует решению высоких задач воспитания социалистического отношения к общественной собственности.

Столь же важно использовать возможности, предоставляемые физической культурой и спортом для воспитания способности видеть, чувствовать и правильно оценивать красивое в безукоризненном поведении при различных ситуациях, возникающих на занятиях физическими упражнениями, в положительных качествах советских спортсменов, в проявлениях чувства долга и ответственности. Эстетические вкусы детей формируются, в частности, на примерах совершенной спортивной техники и вообще техники физических упражнений. Аккуратность, чистота и изящная целесообразность спортивного костюма, хорошая осанка, четкость и ритмичность совместного исполнения упражнений, порядок на местах занятий — все это может и должно служить эстетическому воспитанию. Особенно важно при этом воспитывать потребности и способность активно участвовать в создании и утверждении эстетических ценностей в сфере физической культуры и спорта, быть принципиальными борцами против всего, что противоречит истинным этическим и эстетическим нормам, в том числе против нарушений норм спортивной этики, общественных правил поведения, здорового режима жизни и т. д.

Требования по осуществлению принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой

Этот принцип последовательно воплощен прежде всего в программно-нормативных основах физического воспитания детей и молодежи школьного возраста — в нормах и требованиях комплекса ГТО I—III ступеней. Вместе с тем реализация его предполагает:

1. Предусматривать возможно большой прикладный эффект всей совокупности средств физического воспитания в школьной и внешкольной работе. Хотя ученики общеобразовательной школы непосредственно не овладевают узкой профессиональной специальностью, школьное физическое воспитание имеет вполне определенное прикладное значение. Оно определяется в первую очередь тем, что содержание физического воспитания школьников ориентировано на достижение всесторонней физической подготовленности, т. е. подготовленности к самым разнообразным формам жизнедеятельности. Основное место в нем отводится упражнениям, направленным на развитие всех основных физических и связанных с ними качеств, систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков, применимых в жизни или расширяющих предпосылки освоения новых видов деятельности.

Особенно важное прикладное значение, как уже отмечалось, имеют упражнения, предусмотренные комплексом ГТО. Существенный прикладный эффект дает также закаливание — повышение общей сопротивляемости организма, достигаемое с помощью естественных факторов среды и гигиенических условий.

2. Обеспечивать органическую взаимосвязь физического и трудового воспитания, всемерно содействовать физическим воспитанием учебному труду. Роль физического воспитания в практическом приучении к труду и повышении работоспособности применительно к различным видам трудовой деятельности трудно переоценить. В особой мере это касается подготовки к физическому труду. Физическое воспитание помогает учащимся успешнее овладевать трудовыми действиями, быстрее входить в нужный темп и ритм работы, выполнять рабочие движения наиболее целесообразно и экономно, проявляя, где это надо, необходимые усилия, настойчивость. С другой стороны, рационально организованный посильный физический труд и политехническое обучение в школе, осуществляемое с учетом гигиенических требований, способствуют правильному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

Одна из основных функций физической культуры в жизни детей и молодежи школьного возраста — оптимизация режима учебной работы и содействие полноценному восстановлению во внеурочное время. Учитель физической культуры должен в этом отношении уделять самое серьезное внимание таким формам физического воспитания, как гимнастика до начала учебных занятий, физкультурные паузы в процессе общеобразовательных уроков, игры и спортивные развлечения на больших переменах и т. п., а также обеспечивать постоянную организационно-методическую взаимосвязь и согласованность между школой, семьей и общественностью в организации внешкольного физического воспитания.

3. Систематически приучать школьников к самостоятельному сознательному применению средств физического воспитания и воспитывать у них организаторские способности. Жизненно-прикладный смысл этого требования очевиден. Сформированная за школьные годы привычка самостоятельно использовать разнообразные средства и формы физического воспитания в трудовой деятельности и в быту превращается в постоянную жизненную потребность. Понятна также практическая общественная польза тех организаторских навыков, которые приобретает каждый за время освоения программы по физической культуре в школьном возрасте.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей