Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Физическое воспитание

Единство общей и специальной подготовки спортсмена

 Единство общей и специальной подготовки спортсмена Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего повышения функциональных возможностей организма, разностороннего развития физических и духовных способностей. В этом убеждает весь опыт спортивной практики, равно как и многочисленные данные теоретических и экспериментальных исследований (Г. В. Васильев, А. Н. Крестовников, Л. П. Матвеев, Н. Г. Озолин, Н. Н. Яковлев и др.).

Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя основными причинами. Во-первых, единством организма — взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии физических качеств, всегда действует и общая закономерность: предельное развитие какого-либо качества возможно лишь в условиях общего повышения функциональных возможностей организма. Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом (конечно, в определенных границах, зависящих от особенностей избранного вида спорта), тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Новые формы движений возникают на основе сложившихся ранее и включают в себя те или иные их элементы. Еще более важно, что в результате преодоления трудностей, возникающих в процессе освоения разнообразных двигательных координации, развивается способность к дальнейшему совершенствованию в двигательной деятельности — тренируемость .

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, следовательно, чтобы тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. В соответствии с этим в спортивной тренировке нераздельно сочетаются общая и специальная его подготовка. Чрезвычайно существенно, что органическое сочетание общей и специальной подготовки отвечает не только закономерностям спортивного совершенствования, но и общим закономерностям советской системы воспитания, где все подчинено интересам всестороннего развития человека. Требование единства общей и специальной подготовки нужно рассматривать как важнейший принцип советской школы спорта, конкретно преломляющий к спортивной тренировке общий принцип всестороннего развития личности.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется, как было уже показано, с учетом особенностей избранного для специализации вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Единство общей и специальной подготовки нужно понимать диалектически — как единство противоречивое. Далеко не всякое соотношение этих сторон в тренировке будет идти на пользу делу. В каждом конкретном случае существует определенное соотношение, нарушение которого может задерживать ход спортивного совершенствования. Эта мера зависит от особенностей избранного вида спорта и ряда других условий. Так, для различных периодов круглогодичной тренировки (подготовительного, соревновательного и переходного) характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки (рис. 2).

В практике встречается как чрезмерное уменьшение удельного веса общей подготовки, так и — что бывает реже — чрезмерное увеличение его на отдельных этапах тренировочного процесса. Дело осложняется тем, что оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных этапах спортивного совершенствования. Сейчас в принципе выявлена основная тенденция этих изменений, хотя проблема решена еще не полностью. Как она решается, будет показано в связи с характеристикой структуры круглогодичной и многолетней тренировки.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей