Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание экологической культуры

Работа с детьми в феврале

В этом месяце начинаются два новых цикла наблюдений: за птицей, живущей в уголке природы, и за прорастающими луковицами. В подготовительной группе в клетке или вольере может жить любая декоративная птица, регулярное наблюдение за которой станет естественным продолжением ознакомления дошкольников с представителями пернатых. Цикл наблюдений поможет углубить понимание жизни птиц, приспособленности к наземно-воздушной среде, сформировать в детях чуткое, трепетное отношение к этим представителям животного мира; цикл поможет воспитать бережное обращение с ними, интерес к их необычным проявлениям. Наблюдения проводятся за волнистыми попугаями, но аналогичным образом они могут быть проведены за канарейками, амадинами, декоративными голубями, курами.

Наблюдения за луком — это первое (в этом году) систематическое ознакомление детей с ростом и развитием растения, его взаимосвязью с внешней средой. Постановка несложных опытов, регулярные наблюдения один раз в неделю и зарисовки в календаре помогут дошкольникам укрепить понимание зависимости растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится.

Наблюдения проводятся в сравнительном плане. Для сравнения можно взять одновременно два-четыре варианта сочетания условий (рис. 8). Если с группой детей в предыдущие годы не проводилась систематическая работа по экологическому воспитанию, то для сравнения целесообразно взять лишь два варианта условий (а и б; а и в; а и г). Если группа сильная, то с детьми одновременно можно вести наблюдение за тремя и даже четырьмя вариантами проращивания луковиц. Зарисовки луковиц, баночек можно делать с помощью трафаретов — рисунки будут аккуратными, сопоставимыми.

Первая неделя

Наблюдение за луком (1)

Цель. Уточнить представления о том, что из луковицы-репки можно вырастить зеленый лук, если ей создать благоприятные условия, т. е. посадить в воду, поставить в теплое и светлое место. Зеленый лук полезен людям (особенно зимой и весной), так как в нем много витаминов. Чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Воспитатель рассматривает с детьми (в зависимости от варианта опыта) две-четыре одинаковые луковицы. Обращает внимание на сухие чешуйки, старые корни, плотность луковицы. Обсуждает с детьми условия, при которых из луковиц будет расти зеленый лук. Дети наклеивают на банки цветные кружки, обозначающие различное сочетание условий, зарисовывают банки с луковицами на странице календаря, ставят их в соответствующие места.

Цикл наблюдений за попугаями

Наблюдение 1. Какие наши попугайчики?

Цель: уточнить внешние признаки птиц, сравнить их и выявить различие в окраске и других особенностях строения. Обратить внимание на красоту птиц, показать возможность приятного общения с ними.

Наблюдение 2. Какие условия нужны попугаям для нормальной жизни?

Цель: обратить внимание детей на комплекс условий, которые нужны птицам,— просторная клетка с несколькими удобными жердочками и песком на дне; зернышки и чистая вода. Без этих условий птицы могут погибнуть. Их создают люди: надо помнить, что самочувствие и жизнь птиц целиком зависят от воспитателя и детей.

Наблюдение приурочено к моменту ухода за птицами.

Наблюдение 3. Как чувствуют себя попугаи?

Цель: учить детей видеть проявления хорошего самочувствия птиц — скачут по клетке, клюют корм, чистят перья, общаются друг с другом, издают разные звуки. Знать признаки плохого самочувствия: малоподвижны, перья взъерошены, молчаливы, не реагируют на корм. Чтобы птицы были здоровы, им надо давать разнообразный корм: кроме зерносмеси, тертую морковь, кусочки яблока, яйца, крошки творога, хлеба. Птицам нужна зелень (проросший овес, веточки традесканции).

Дети наблюдают реакцию птиц на разные корма, сажают овес в коробочки для проращивания зелени.

Занятие. Цепочки в лесу

Программное содержание. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Материал. Рассказ Цепочки в лесу из книги Экология в картинках, самодельные книги по предыдущим рассказам, фла-нелеграф, контурные изображения растений и животных, которые упоминаются в рассказе.

Примерный ход занятия

1 -я часть. Воспитатель напоминает о прочитанных рассказах из книги Экология в картинках, показывает некоторые самодельные книги. Дети вспоминают, о чем они.

2-я часть. Чтение рассказа Цепочки в лесу. В процессе чтения воспитатель, опираясь на опыт детей, обращается к ним с вопросами в соответствующих местах текста: бывали ли вы в лесу? Похож ли лес на многоэтажный дом? Кто живет в этом доме на разных этажах? В какое время года в лесу можно встретить гусениц, жуков? Где они зимой? Кто в лесу питается семенами, орехами, желудями? И т. д.

3-я часть. Повторное чтение рассказа и выкладывание на фланелеграфе сначала отдельных звеньев, а затем общей цепочки питания лесных обитателей (рис. 9, 10).

В свободное время дети с воспитателем создают самодельную книгу по прочитанному рассказу.

В этом месяце начинается ознакомление детей с воздухом и его свойствами. Воспитатель сообщает, что везде — в помещении и на улице, дома в квартире — есть воздух. Он прозрачный, легкий, совсем незаметный.

Наблюдение 1. Как обнаружить воздух в помещении?

Цель. Показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом его можно почувствовать кожей лица — это будет легкий ветерок.

Воспитатель показывает, как рукой можно обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них, что они почувствовали. Какой воздух? При ветерке стало холоднее или теплее? Демонстрирует бумажный веер, дает детям самим помахать и почувствовать прохладу. (Старшие дошкольники веер делают сами.)

Наблюдение 2. Воздух есть во всех предметах.

Цель. Показать детям, что воздух есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

Воспитатель проводит опыт с детьми, сидящими вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка с водой. Показывает им по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, крупную пуговицу и др.), спрашивает, есть ли в них воздух. Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один предмет. Пока он опускается на дно, воспитатель выдерживает паузу, затем спрашивает, что ребята увидели. Бросает другой предмет и опять просит их наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузырьки, которые поднимаются вверх. Педагог спрашивает, что же это за пузырьки и откуда они взялись. Если дети не отвечают, поясняет: Пузырьки — это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду. Далее уточняет: куда (вверх или вниз) двигался камень, куда двигались пузырьки воздуха? Спрашивает, почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ребят и поясняет: Камень тяжелый, тяжелее воды — он тонет, падает на дно, воздух легкий, легче воды — он поднимается вверх и выходит из нее. Делает вывод: Воздух есть во всех предметах, но он незаметен.

Педагог предлагает детям взять по одному предмету и по очереди бросить их в банку. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают появившиеся пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что деревянные предметы не тонут в воде, они легче ее, но воздух в них тоже есть.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей