Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание экологической культуры

Третья неделя в декабре

Продолжаются зимняя подкормка птиц, индивидуальная работа с дежурными в уголке природы, изготовление и развешивание плакатов.

На этой неделе, как и в предыдущие месяцы, дети ежедневно наблюдают за погодой, фиксируют ее в календаре. В конце недели рисуют картину живой природы. Воспитатель разнообразит приемы организации наблюдений, повышая самостоятельность детей.

Начиная с понедельника воспитатель привлекает внимание ребят к следам на снегу на участке детского сада. Вместе находят и обсуждают следы людей (детские, взрослые, мужские, женские), направление их движения, следы животных (кошек, собак, птиц, мышей), следы повозок (санок, колясок, лыж и т. д.). Обсуждают, где и на каком снегу следы заметны лучше, а где хуже.

Экскурсия в зимний лес

Программное содержание. Дать представление о лесе как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории. Показать многоярусность смешанного леса: верхний ярус — сосны (самые высокие деревья), ярус пониже — лиственные деревья, ели, следующий ярус — высокие кустарники и подрастающие деревца, нижний ярус — это травы, кустарнички. Зимой этот ярус бывает под снегом, который укрывает и согревает все, что есть на земле и в почве. В зимнее время деревья и кустарники находятся в состоянии покоя (не растут, не цветут), так как условия для жизни недостаточны: очень холодно, мало света, вместо воды снег. К таким условиям деревья и кустарники приспособились— сб расывают листву, а сами отдыхают. Некоторые травянистые растения не очень боятся холода: прикрытые снегом, они всю зиму остаются зелеными. На всех ярусах живут животные, лес — это их дом. В зимнее время на снегу можно увидеть следы их деятельности. Животные живут на том ярусе, на котором могут передвигаться, находить пищу, строить убежища. Растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество. Люди, приходящие в лес, — это гости, они должны вести себя скромно, соблюдать правила, чтобы не нарушать жизнь хозяев.

Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Примерный ход экскурсии

В группе. Воспитатель, используя старичка-лесовичка, объясняет цель экскурсии, говорит о лесе как о многоярусном доме, в котором много жильцов — растений и животных. Лесовичок помогает назвать правила поведения в лесу: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов — зимой замерзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.

По дороге в лес. Воспитатель обращает внимание детей на следы на снегу, обсуждает их происхождение. Останавливает детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается его ярусность. Предлагает поздороваться с лесом:

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои!

С. Погореловский

Воспитатель обращает внимание на красоту пейзажа, затем обсуждает разновысокость деревьев — ярусность леса.

3. В лесу. Воспитатель обращает внимание на деревья и кустарники, обсуждает с детьми, почему они голые, в каких условиях они сейчас живут, чего им в условиях не хватает. Находят ель и сосну — только они остаются зимой зелеными, а потому самыми красивыми. Рассматривают иглы ели — они твердые, покрытые плотной кожицей, им не страшен мороз.

Воспитатель предлагает узнать деревья зимой (по коре, веткам, почкам) — их узнать трудно, поэтому лесовичок дал специальные карточки, по которым можно узнать деревья 1. Рассматривают карточки, сравнивают их с деревьями, узнают их названия. Воспитатель предлагает каждому выбрать дерево, подойти к нему и посочувствовать — обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя немного погрею, потерпи — весной и летом тебе будет очень хорошо!

Затем воспитатель обращает внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, — следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем-то брошенные шишки. Отыскивают места, где под снегом есть зеленые травы, раскапывают, смотрят на них, обсуждают, почему они могли остаться такими, снова закапывают, чтобы им не было холодно. Воспитатель беседует с детьми о животных леса, их жизни на разных ярусах-этажах. Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи.

4. На опушке леса. Воспитатель предлагает сделать живую картинку Если бы я был деревом.... Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытывали, будучи деревьями. Прощаются с лесом:

Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес, Полон сказок и чудес!

С. Погореловский

5. На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, поговорки, пословицы о лесе. В группе воспитатель дает детям задание на дом: рассказать родителям об экскурсии в лес, предлагает желающим нарисовать свои впечатления.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей