Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Малыши и дошкольники

Воспитание детей

 Воспитание детей СВОБОДНЫХ ОТ ПРЕДРАССУДКОВ

Прислушайтесь к разговорам малышей, играющих во дворе. Вероятно, вас застигнут врасплох некоторые их высказывания, типа:

Девочки не могут быть докторами. Ты будешь санитаркой.

Я не хочу играть с ней. Я буду играть с детьми, у которых такая же розовая кожа, как у меня.

Большинство из нас предпочли бы не знать, что двух- и трехлетние малыши способны произносить такое. Однако мы слышим фразы, типа этих, от собственных малышей. Как это ни прискорбно, но дети впитывают стереотипы, касающиеся мальчиков и девочек, мужчин и женщин, людей разных национальностей, инвалидов, недееспособных и пожилых, в самом раннем возрасте.

Плата за предрассудки

Часть стереотипов негативны: женщины слабые; азиаты жестоки и непредсказуемы. Но есть и позитивные: женщины умеют хорошо воспитывать и ухаживать; азиаты хорошие математики. Однако и позитивные стереотипы могут иметь ограничительный характер. Комплимент женщинам как хорошим воспитательницам наводит на следующие мысли:

мужчины не способны воспитывать детей;

женщины должны быть только нянями или педагогами за неимением других талантов.

Вред могут причинять как негативные, так и позитивные стереотипы. Все стереотипы говорят о пренебрежении к следующим вещам:

общности всех людей, несмотря на различия в поле, этническом происхождении, возрасте, а также к

индивидуальным различиям между людьми в этнических и других группах.

Никто из нас не хочет, чтобы наших детей урезали в правах и исключали из какого-то вида активности по причине их пола, цвета кожи или происхождения. Однако именно это мы и получаем в итоге, позволяя работать стереотипам.

Семена дискриминации

Возможно, вам покажется, что слишком рано объяснять двухлетним детям, что такое предрассудки и дискриминация, но если вы затянете с этим, предрассудки пустят слишком сильные корни в детской душе, и избавиться от них впоследствии будет гораздо труднее. Вы должны учить двухлетнего малыша терпимости и умению критически относиться к предрассудкам, потому что как раз в этом возрасте дети начинают замечать различия в поле, цвете кожи и других физических признаках.

В два года малыш начинает замечать сходства и различия вещей и сортировать их соответственно. Таким образом, они уже имеют дело со стереотипами. Они приходят к обобщенным заключениям о людях и вещах, базируясь на своих наблюдениях и опытах. К своему третьему дню рождения, например, ваш малыш уже знает, что:

шары круглые;

крекеры это еда, но коробка от крекеров не является едой;

девочки и женщины имеют вагины, а мальчики и мужчины — пенисы.

Все эти знания состоят из стереотипов, и все они содержат полезную информацию. Такое мышление помогает малышу делать обобщения и подразделять вещи по категориям, а следовательно, — и постигать некий смысл в сложном устройстве окружающего мира. Не все стереотипы искажают действительность, но если они искажают ее, значит, они нуждаются в корректировке.

Различиями люди обладают от природы, это естественный процесс, но предубеждения к этим различиям являются искусственными.

На третьем году малыш начинает не только узнавать различия, но и определять их ценности. Малыш, а позже дошкольник ежедневно сталкиваются с массой стереотипов, как позитивных, так и негативных: в отношении рас, полов, национальностей, прав и дееспособности. Он набирается их из разных источников — от папы и мамы, это само собой, затем в детском садике, от нянь, гостей, из книг и телевидения.

Но имеет ли вся эта разноречивая информация влияние на ребенка? Разумеется, да. Исследования показали, что в два года малыш понимает разницу в поле и цвете кожи. (К трем или четырем годам дошкольники различают даже национальности и узнают о правах и дееспособности.) К трем годам расположенность к иррациональным стереотипам возрастает, а к четырем или пяти годам малыши начинают руководствоваться ими в своем поведении. Раса или пол другого ребенка становятся основанием для того, чтобы играть или не играть с ним.

Малыш может отвергать другого малыша не обязательно в силу своей агрессивности, но просто из-за боязни. Малыши и дошкольники слишком замкнуты на себе, и окружающие интересуют их в зависимости от отношения к их особе. Малыш может отказаться играть с другим малышом не потому, что у того кожа темная, но потому, что у него самого она светлая.

Если родители и учителя не вмешаются вовремя, расположенность к предрассудкам может усилиться и впоследствии принять весьма опасные формы.

Мио покорно приняла этот отказ как нечто само собой разумеющееся. Но родители Меган были ошеломлены. Они напомнили Меган, что у ее лучшей подруги Сэчень (японки) кожа также несколько иного оттенка, что не мешает им с удовольствием играть вместе. Они также заставили Меган признать, что ее очень развеселил визит Мио, и что они отлично играли вдвоем. Меган согласилась попробовать, и вскоре они с Мио стали лучшими подружками.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей