Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание малышей и дошкольников

Роль семьи в воспитании ребенка

роль семьи в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании ребёнка, безусловно, ведущая. Именно семья является главным институтом воспитания. Ведь все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Роль семьи в качестве института воспитания обуславливается еще и тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в ней. Поэтому по длительности воздействия на личность с семьей вряд ли можно сравнить какие-либо другие институты воспитания. Ведь именно в ней закладываются основы личности ребенка. Поэтому к моменту своего поступления в школу он сформировался как личность уже более чем наполовину.

Стоит отметить, что семья может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на воспитание (такова разноплановая роль семьи в воспитании ребёнка). Если говорить о положительном воздействии на личность, то никто не будет относиться к ребенку лучше, чем его семья (брат, сестра, дедушка, бабушка, мать, отец). Но с другой стороны, ни один социальный институт не может настолько сильно навредить воспитанию ребенка, чем его собственная семья. Ведь семья представляет собой своего рода коллектив, который в воспитании ребенка играет важнейшую, основную и долговременную роль. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения. Поэтому в каждой семье должен возникать вопрос о том, каким образом можно свести к минимуму отрицательные влияния на воспитание детей, а вместе с этим максимизировать положительные. Сделать этого будет намного проще, если заранее определить все социально-психологические факторы данной семьи. Достижение не только духовного единения между детьми и родителями, но и нравственной связи – это самое главное в воспитании.

Надо сказать, что именно в семье ребенок делает свои первые наблюдения, получает первый жизненный опыт, а также наглядно учится, как нужно поступать в тех или иных ситуациях - такова роль семьи в воспитании ребёнка. Поэтому так важно подкреплять конкретными примерами то, чему вы учите своего ребенка. Он непременно должен видеть, что теория и практика у взрослых не расходятся между собой. К примеру, ребенок, которому папа и мама постоянно твердили, что врать нехорошо, вдруг замечает, что сами они от этого правила отступают. Многие родители в своих детях видят именно свое продолжение, а также реализацию определенных идеалов и установок. И отступить от них бывает очень трудно. Различные подходы к воспитанию детей могут послужить причиной возникновения конфликтных ситуаций между родителями. Для начала нужно найти общее решение. В том случае, если нужно пойти на компромисс, то удовлетворены должны быть основные требования обеих сторон. Если один из родителей принимает какое-либо решение, то ни в коем случае не должен забывать о позиции второго. Сам ребенок не должен видеть противоречий в позициях своих родителей. Одним словом, не нужно при ребенке обсуждать такие вопросы. Ведь всем известно, как дети могут быстро «схватывать» сказанное. Принимая какое-либо решение, родители, в первую очередь, должны думать об интересах ребенка, а не о своих собственных.

Можно выделить следующие принципы общения у детей и взрослых, в чём проявляется положительная роль семьи в воспитании ребёнка:

1)Принятие ребенка. То есть родители должны принимать его таким, какой он есть.

2)Эмпатия (или сопереживание). В данном случае на проблемы взрослый смотрит глазами ребенка, принимая его позицию.

3)Конгруэнтность. Ко всему происходящему взрослый относится весьма адекватно.

Стоит отметить, что своего ребенка родители должны любить не за что-то. И неважно, что он не умен или некрасив, что на него постоянно жалуются соседи. То есть это безусловная любовь (роль семьи в воспитании ребёнка). Однако бывает и так, что родители любят своего ребенка только тогда, когда он хорошо себя ведет, прилежно учится или полностью соответствует их ожиданиям. И стоит ему перестать удовлетворять их потребностям, как отношение к нему изменяется в самую худшую сторону. В этом случае ребенок перестает чувствовать эмоциональную безопасность, не уверен в своих родителях. Это обусловленная любовь.

Иногда ребенок вообще не принимается собственными родителями. То есть им он совершенно безразличен. В некоторых случаях он просто отвергается ими. К примеру, если это семья алкоголиков. Однако, даже живя в благополучной семье, можно быть нелюбимым родителями. Тут вполне часто бывают и подсознательные моменты. К примеру, девочка некрасива и замкнута в себе, а ее мама очень красива. Поэтому ребенок просто раздражает ее.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей