Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание малышей и дошкольников

Заводим дружбу

Заводим дружбу Пришло время заводить друзей. В год или два у вашего малыша могли быть контакты с другими детьми на игровой площадке или в детсадовской группе; возможно, у вас даже сохранились кое-какие прежние знакомства с детьми и их родителями. Однако до трехлетнего возраста малыши не слишком жаждут контактов, каждый из них еще слишком погружен в себя. На игровой площадке и в детсаду малыши играют не вместе, а лишь рядом.

Но в три или в четыре года малыши начинают интересоваться своими соседями и понемногу включаются в общую игру. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что у других людей — детей и взрослых — могут быть свои, особенные и очень разные желания и чувства, часто несовпадающие с тем, что желает и хочет он сам. Ребенок делается терпимее к другим.

Важно и то, что раньше, в год или два, недостаточное развитие речевых способностей препятствовало общению и взаимопониманию малышей. Теперь же, в три года, если им предоставляется возможность побыть вместе, они будут без устали общаться друг с другом, забывая о присутствии взрослых. Понаблюдайте за своим трехгодовалым малышом: с каким удовольствием он болтает с другими детьми, делится с ними своими знаниями, предлагает им новые игры, раздает приказания и ищет у них ответа на разные вопросы. Порой у него возникает желание заняться чем-то своим, но он уже существо социальное и не может обойтись без дружеского общения.

Умеем ли мы прилично вести себя в компании?

Если ваш малыш уже давно играет с соседскими детьми, он довольно легко может расширить круг знакомых. Но даже если он не слишком привык к мельканию возле себя сверстников, теперь он должен заинтересоваться ими.

Независимо от того, давно или недавно начал ребенок проводить время рядом с другими детьми, он еще, вероятно, плохо усвоил правила корректного поведения. Находясь в компании, он должен уметь:

- соблюдать очередность;

- делиться;

- разрешать конфликты без кулаков, пинков, царапанья и других насильственных действий.

Поощряя малыша делиться и соблюдать очередность, постарайтесь не требовать от него мгновенного решения, дайте ему некоторое время (в разумных пределах, разумеется) для обдумывания и самоконтроля. У него должно сохраниться ощущение, что он не просто подчинился вашему приказу, но добровольно уступил какую-то игрушку товарищу по играм. Вы можете сказать ему примерно следующее: «Хорошо, поиграй еще несколько минут, а затем передай это Руану, потому что он тоже хочет поиграть с этим». Вы, вероятно, будете удивлены, но через пару минут ваш малыш, скорее всего, передаст игрушку своему соседу.

Если вы дали своему малышу шанс проявить себя с лучшей стороны, а он не желает воспользоваться им и явно жадничает, вам придется проявить настойчивость и добиться того, чтобы он уступил игрушку. Вы можете привлечь его внимание другой вещью (предложить ему награду за его готовность к сотрудничеству).

Три года — великолепный возраст для знакомства с моделью поведения в обществе. Ваш ребенок теперь явно заинтересован в других детях. Он хочет знать, что они делают и как, о,чем думают, и так далее. Поэтому для него важно понять с помощью каких приемов он может добиться их доверия и одобрения.

Трехгодовалые малыши имеют уже развитые чувства справедливости, красоты и понимают, каким должно быть правильное поведение. Если ваш малыш не желает быть хорошим, если он, к примеру, отнимает у других малышей игрушки и лакомства, разрушает их замки из кубиков или рвет их рисунки, — дети могут объединиться против него и даже обойтись с ним достаточно жестоко. Вам будет тяжело наблюдать эту сцену. Прежде чем бросаться на подмогу своему ребенку, подумайте, что в его поведении могло так рассердить других детей, и постарайтесь выяснить это. Если вы придете к выводу, что его поведение было недопустимым, объяснитесь с ним и подскажите ему мирные пути разрешения споров.

Корректируя поведение малыша, удержитесь от проявлений гнева и нетерпимости. Малыш должен быть уверен в вашей любви к нему. Попытайтесь объяснить ему, что вы стремитесь научить его ладить с другими детьми, что эгоизм и насильственные вспышки помешают ему обрести друзей.

Каждый имеет право на свои чувства

В целях выработки у малыша социальной модели поведения попробуйте развить в нем понимание чувств других людей. Это становится возможным по мере того, как малыш начинает лучше понимать собственные чувства и учится узнавать их у других. Начинайте со следующего:

- поощряйте малыша к тому, чтобы он делился с вами своими переживаниями;

- спрашивайте его мнение по поводу стремлений и переживаний героев книг, фильмов и телешоу;

- делитесь с малышом собственными чувствами.

Когда вы видите, что его друг по играм опечален или рассержен, напомните своему ребенку, что и он сам бывает подвержен подобным состояниям. С помощью таких примеров он постепенно начнет понимать, что его собственные чувства не слишком отличаются от тех, что испытывают другие, и сможет проникнуться состраданием к этим другим.

Ваш малыш должен усвоить, что если он не хочет быть побитым другими ребятишками, то и сам не должен бить их. Точно так же, если он не хочет, чтобы у него отнимали игрушки, то и сам не должен отнимать их у других. Если он хочет, чтобы другие делились с ним своими игрушками, то и сам должен делиться с ними.

Даже после всех ваших разъяснений, малыш очень часто может чуть ли не полностью забывать о чувствах других людей. Постоянно напоминая ему об их существовании, вы постепенно воспитаете в нем способность к состраданию, поможете ему освободиться из тисков черствости и эгоизма. А когда ваш ребенок окончательно усвоит ту истину, что другие люди тоже имеют право на обиду, раздражение и так далее, вы можете преподать ему главное Золотое Правило: «Поступай с другими так же, как ты ждешь, чтобы они поступали с тобой».

Предоставьте малышу шанс обрести друзей

Дошкольники заводят дружбу быстро и часто. Для трехлетки друг — это всякий, кто проявил охоту поиграть с ним в данный момент. Это может быть кто-то, кого он видит ежедневно по соседству или в детсаду. Но это может быть также и кто-то, с кем он поиграл лишь однажды в парке или детском музее. (Даже если он уже никогда не увидит этого ребенка снова, вспоминая о нем, он может называть его «мой друг».) Друзьями вашего дошкольника могут быть как мальчики, так и девочки, поскольку тот или иной пол не является преимуществом при отборе друзей.

Трехлетка быстро завязывает дружбы, но все они недолговечны; он с легкостью меняет друзей каждый месяц (или даже каждую неделю).

Дружба, несмотря на всю ее скоротечность, весьма важна для трехгодовалого малыша. Изоляция в столь раннем возрасте — будь она связана с эгоизмом ребенка, с невниманием его родителей к этому вопросу или с тем, что другие дети отвергают его, — болезненна не только в настоящем, но и является предпосылкой для возникновения проблем в будущем. Поэтому поощряйте малыша к дружбе. Поскольку трехлетки завязывают знакомства молниеносно, от вас требуется только одно — приводить своего ребенка в такие места, где он может встретить своих ровесников.

Что за люди живут с вами по соседству?

Дружить с теми, кто живет рядом, очень удобно. Чтобы нанести видит, не нужно брать машину, а можно просто прогуляться пешком. Если не нужно пересекать улицу, малыши могут с легкостью общаться и без помощи взрослых.

Поэтому если по соседству с вами живут другие ребятишки, постарайтесь подружиться с ними. Хорошо, если это будут трех-или четырехгодовалые дети. Начните с того, что познакомьтесь с их родителями.

Готов ли ваш малыш к выходу?

Некоторые дошкольники, постоянно воспитывавшиеся в домашних условиях (родителями, нянями, и бабушками) с трудом приспосабливаются к обстановке в детском саду. Прежде всего их тяготит многочасовая разлука с домашними. Кроме того, малыши стесняются чужих взрослых, которые начинают кормить их, помогать им в туалете и с переменой испорченных штанишек. Поэтому прежде, чем вести малыша впервые в детский сад, задайте себе следующие вопросы:

* Может ли он выдержать без вас больше минуты?

* Не слишком ли он застенчив?

* Может ли он свободно говорить с другими взрослыми или нуждается в том, чтобы вы переводили его речь?

* Проявляет ли он интерес к другим детям и тому, что они делают в парке, библиотеке и так далее?

Ответив себе на эти вопросы, вы поймете, готов ли ваш ребенок к радикальной смене обстановки.

Расставаясь со своим ребенком

Момент расставания часто бывает очень трудным. Ваш трехлетка может начать шуметь и вопить, хотя, возможно, он способен с головой уйти в игру сразу после вашего ухода. Поэтому постарайтесь придавать не слишком много значения его слезам, по крайней мере, не меняйте свои планы и не отказывайтесь от ухода. Раз пришло время расставания, нежно попрощайтесь с малышом и исчезайте.

Перед уходом дайте малышу точно знать время своего возвращения.

Возьмите себе за правило забирать ребенка в то время, на которое вы с ним договорились или чуть раньше, по крайней мере в первые несколько недель. Если он будет ждать и высматривать вас, а вы будете задерживаться, он может поддаться панике. Проявите интерес и расспросите его о том, чем он занимался без вас. В ответ поделитесь с ним, чем вы занимались в течение дня. Рассказывайте о них как можно скучнее, пусть ребенок не думает, что пропустил что-то интересное, оказавшись без вас.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей