Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Воспитание малышей и дошкольников

Плюсы в поведении

Общение с окружающими В первые два года своей жизни малыш имеет еще не слишком развитую память и живет от момента к моменту, не извлекая уроков из прошедшего и не умея задуматься о будущем. Связь между поступком и последствиями еще ускользает от его понимания. Поэтому воспитательное воздействие с помощью угроз или подкупа невозможно. Таким образом, до двух лет дисциплинирующие методы сводились к следующему:

устанавливались пределы дозволенного;

произносилось слово «нет!» в критический момент;

использовались разные хитрости, игровые моменты с целью добиться от малыша определенного поведения в нужный вам момент.

Все эти методы отвлечения от дурного и поощрения к хорошему остаются действующими — и весьма эффективными и после второго дня рождения — на третьем году жизни ребенка. Однако теперь малыш начинает улавливать связь между причиной и следствием, поступком и результатом. Теперь малыш запоминает прошедшие события — и некоторые из них очень ярко — и даже умеет извлекать из них опыт (хотя ему нужно больше одного урока для усвоения). А запоминая прошедшее событие, малыш получает возможность угадать его последствия в будущем, пусть даже очень схематично.

Умственное развитие малыша на третьем году, включая его пробуждающуюся способность внимать доводам разума, делает его обучаемым. Теперь он в состоянии понять, что такое хорошее поведение и приличные манеры.

Особенно со второй половины этого года вы можете перемещать акцент в воспитании с отдельных замечаний и одергиваний на выработку главных правил поведения. Ребенок в состоянии и сам вывести простейшие правила из его минувших проб и ошибок, например, он в курсе, что ножи острые, а плита горячая, и что они могут причинить ему боль. Поэтому он постарается держаться подальше от них до поры до времени. Или он знает, что для того, чтобы надеть рубашку, он должен просунуть руки в рукава, а голову — в ворот. Поэтому вам не нужно поднимать ему руки всякий раз, сменяя ему рубашку.

Вежливость

Если малыш способен учиться на своих пробах и ошибках и выстраивать правила поведения на их основе, он уже наверняка понимает, что такие слова, как «пожалуйста» и «спасибо», позволяют ему с большей легкостью получить желаемое. Знает он, вероятно, и то, что когда вы говорите по телефону, вам нужно сказать «мама, извини», чтобы вы охотнее прервали ради него свой разговор. И хотите верьте, хотите нет, но возможно он ожидает, что и к нему станут обращаться с теми же знаками уважения.

Разумеется, вам следует ждать от него повторения еще многих промахов. Возможно, он забудет поднять руки, когда вы будете надевать на него рубашку, или начнет играть с острыми предметами, хотя это ему запрещено. Вероятно, не всегда будет одаривать он вас и такими волшебными словами, как «спасибо» и «пожалуйста».

Поведение малыша при игре

Под вашим руководством (иногда это руководство заметно утомит вас) ваш малыш сможет значительно развить свою способность общаться с другими детьми на протяжении этого года. Хотя поначалу вам сможет показаться, что это не совсем так.

Малыш будет играть рядом с другими детьми, оставаясь сам по себе.

Может показаться, что ваш малыш никак не взаимодействует со всеми этими детьми, копошащимися возле него. Каждый из этих детей кажется погруженным в свой собственный маленький мир, замкнутый на себе и едва замечающим других детей. Однако на протяжении года ваш малыш постепенно приобретет навыки общения и даже сумеет научиться кое-чему у своих маленьких соседей.

Вы уже давно наблюдаете, как малыш копирует взрослых, играя то в доктора, то в пожарника. Точно также может он перенимать поведение сверстников и их игры.

К своему третьему дню рождения малыш начнет вступать в совместные игры со сверстниками, у него даже могут возникать скороспелые и преходящие дружеские связи в коллективе. На этом этапе ему станет доступным чувство сопереживания, которое является ключом к воспитанию вежливости и достойного поведения. Помогите малышу понять, как его поступки могут отражаться на настроении других людей.

Свое и чужое

Словарный запас малыша развивается быстрей умения сопереживать и дружить. В возрасте два с половиной года речь становится для ребенка все более важным средством общения. Малыш чаще встречается со сверстниками и развивает язык в естественных игровых ситуациях, не ограничиваясь вашими уроками.

Общение с другими детьми начинается с определения границ. Защищая свою индивидуальность, малыш должен определиться в окружающей среде, выделить в ней то, что принадлежит непосредственно ему (по крайней мере, в его воображении): его игрушки, постелька, дом, мамочка и папочка.

Защищая свою территорию, ваш малыш кричит: «Мое!» Другой малыш кричит в ответ: «Убирайся!» Вам предстоит быть посредником в этих душераздирающих спорах: «мое» или «твое». Выяснение этой проблемы может заглохнуть на несколько месяцев, но от нее уже никуда не деться. Сейчас вы наблюдаете только первые всходы в сознании малыша, перед которым открывается широкая перспектива отстаивания своих интересов.

На протяжении этого года малыш, вероятно, научится дружить и станет терпимее, однако за самыми закадычными двухлетними друзьями нужен глаз да глаз, чтобы они не поколотили друг друга из-за любимых игрушек.

Необходимость делиться и компромиссы

Малыши не станут щедрыми без напоминаний. Это естественное поведение эгоистичного, погруженного в себя двухлетки. Поэтому если вы хотите, чтобы малыш стал делиться с вами, вам придется научить его этому. Подводите его постепенно к этой необходимости и будьте терпеливы, когда он будет то забывать, то снова нехотя вспоминать ваши уроки.

Если вы с малышом принимаете гостей у себя, скажите ему, что он должен будет поделиться игрушками с другим ребенком. Особо подчеркните, что это нужно только на время игры. Когда гости уйдут, все его игрушки останутся на месте. Малышу станет легче, если вы заранее поможете ему припрятать какие-нибудь бьющиеся или невыразимо дорогие его сердцу игрушки.

Интересно, что улаживая полюбовно споры малышей, вы одновременно помогаете им постичь разницу между обладанием и пользованием. Пока идет совместная игра, неважно, кому принадлежит игрушка, на первом плане находится возможность забавляться с ней. Однако гость не может унести понравившуюся ему игрушку с собой, а ваш малыш не вправе оставить у себя приглянувшуюся игрушку гостя.

Если ваш малыш выхватил у другого игрушку или лакомство, вы обязаны немедленно вмешаться. Быстро твердо, но без гнева (если это возможно) верните вещь тому малышу, который взял ее первым, а своему прикажите: «Не хватать!». Затем напомните ему, что если он захотел взять то, с чем уже играет другой малыш, то должен:

* дождаться своей очереди;

* вежливо спросить у другого малыша разрешения взять приглянувшуюся игрушку;

* попросить вас, чтобы вы уладили этот вопрос;

* предложить другому малышу поменяться с ним игрушкой.

Если другой ребенок не расположен поделиться игрушкой, а ваш — не желает дожидаться своей очереди, вам придется тушить пламя. Хотя двухлетнего малыша не так легко отвлечь или переключить на что-то другое, как годовалого, вы можете попытаться. Займите закапризничавшего малыша другой игрушкой или игрой, а если это необходимо, отведите его в сторону.

Если какая-то игрушка сделалась предметом целого скандала, то у вас остается немного вариантов:

* унести игрушку из комнаты;

* принести другую такую же или похожую игрушку;

* положить конец игре.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей