Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Социальное воспитание личности

социальное воспитание личностиСоциальное воспитание личности - одно из главных условий успешного в будущем человека. Как заметили социологи, на развитие человека значительно влияние оказывают микрофакторы, посредством тех лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит жизнь человека. Их называют агентами социализации, и состав подобных агентов меняется в зависимости от возрастных этапов, на которых находится определенный человек. К примеру, доя детей или подростков в качестве агентов выступают их родители, братья или сестры, родственники, соседи, учителя, сверстники. Они и осуществляют социальное воспитание личности. В юношеском возрасте или молодости в число агентов может добавиться супруг (а), сокурсники, коллеги по работе. В более зрелом возрасте к их числу можно также прибавить собственных детей, а в пожилом возрасте – уже и семьи детей. Как утверждает И.С. Кон, любая иерархия, независимо от степени влияния и значимости, зависит от структуры семьи, системы родства и общественного строя.

Процесс, который подразумевает социальное воспитание личности происходит при помощи достаточно широкого набора средств, которые можно назвать специфичными для каждого конкретного общества, возрастного этапа и социального слоя. К их числу относят способы ухода за младенцем и его кормления, методы наказания и поощрения, принятые в семье, в учебной группе, в коллективе, а также различные типы и виды отношений в основных сферах жизни человека (социальное воспитание личности это и общение, познание, спорт, предметно-практическая, духовная деятельность, игра и т.п.).

Как показывают исследования, чем лучше организация в социальной группе, где происходит социальное воспитание личности, тем больше вероятность того, что оно окажет социализирующее влияние на конкретную личность. Но социальные группы по своим возможностям оказывать влияние не однозначны в различные периоды развития человека. Так, в детском возрасте преобладающее влияние на ребенка оказывает семья. В подростковом возрасте и в юношестве намного значительней становится влияние сверстников и друзей, а в зрелом возрасте основное влияние уже оказывает коллектив по работе, а иногда даже отдельно взятые личности. Но есть и такие факторы, ценность и влияние которых сохраняется на всем протяжении жизни человека и оказывает социальное воспитание личности. К ним можно отнести ментальность, нацию, этнос.

Факторы, которые имеет социальное воспитание личности вступают также и факторами, формирующими личность. Но факторы формирования личности еще и дополняются таким составляющим, как биологический фактор. Некоторые зарубежные методики в педагогике выводят этот фактор на первое место по значимости. Некоторые ученые считают, что такие факторы, как среда, воспитание и обучение – это лишь условия, дающие возможность для саморазвития и полного проявления природно-обусловленных особенностей личности.

Природные особенности в таком деле как социальное воспитание личности – это достаточно важные предпосылки, но их нельзя назвать основными движущими силами для формирования конкретной личности. Так, мозг (представляет собой биологическое образование) – это всего лишь предпосылка для появления в нем сознания, в то время как сознание – это уже продукт общественного существования человека. Чем сложнее образование по своему психическому строению, тем меньше его зависимость от природных особенностей. Ведь природные особенности в таком вопросе как социальное воспитание личности всего лишь обуславливают различные способы и пути для формирования психических свойств, их влияние может сказываться на уровне, который способен достичь конкретный человек в той или иной определенной области. На саму личность они оказывают лишь косвенное влияние и социальное воспитание личности.

Семья – наиболее важный институт, играющий роль в таком деле как социальное воспитание личности. Ведь именно в пределах семьи каждый человек получает свой первый опыт взаимодействия с другими личностями. На определенном отрезке жизни для ребенка семья – это единственный источник для получения подобного опыта.

Если в семье происходит деформация любого рода, то это непременно сказывается на развитии ребенка как личности. Семья может деформироваться в двух вариантах: структурно или психологически. Под структурной деформацией понимается непосредственное нарушение структурной целостности семьи, это чаще всего связано с отсутствием кого-то из родителей в семье (хотя в более ранние времена к ней также относили отсутствие бабушек и дедушек). Психологическая же деформация семьи связана с нарушениями отношений между личностями в семье, а также с принятием в семье и последующей реализацией асоциальных установок или ценностей. Проведено достаточно большое количество исследований, которые доказывают влияние факторов неполной семьи на формирование ребенка как личности и социальное воспитание личности. К примеру, мальчики очень остро воспринимают факт отсутствия отца в семье, это приводит к таким возможным последствиям, как агрессия, задиристость, беспокойство. Особенно разница между мальчиками из полных и неполных семей заметна в первые годы их жизни.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей