Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

Система образования и воспитания

система образования и воспитанияСистема образования и воспитания нужна для того чтобы знания имели систематизированный характер. Процесс воспитания имеет целенаправленный характер. Предполагается определенная направленность усилий воспитания, осознание конечных целей, к которым оно должно привести. В состав воспитательного процесса включается содержание и цели его достижения. Цели, которые ставит система образования и воспитания, напрямую зависят от ценностей и идейных установок, провозглашенных в конкретном обществе.

Изменения кардинального плана, которые имели место в российском обществе за последние годы, из-за которых пострадала система образования и воспитания, вызвали некоторый дисбаланс в ценностях и идейных установках населения. Прежние нормы и идеалы, которые имела система образования и воспитания, уже утратили свою актуальность, в то время как новые еще не успели сложиться.

Во властных кругах и в публицистике начали говорить о необходимости выработки новой идеологии, чтобы была четкая система образования и воспитания. Но стоит отметить, что любая идеология представляет собой социально-заинтересованный односторонний подход определенных социальных классов или групп к решению проблем, и они стремятся навязать свой подход другим, преподнося ее как господствующую идейную ориентацию.

В педагогической теории и практике на мировом уровне уже достаточно давно пришли к мнению, что система образования и воспитания не должна зависеть от любых изменений конъюнктурных ситуаций, и тем более от идей и взглядов правящих кругов в данный момент. Система образования и воспитания подрастающего поколения – слишком ответственное и серьезное дело, и его основу должны составлять постоянные ценности и идеи. Поэтому идейной основной, которую имеет система образования и воспитания, должны служить проверенные временем и практикой гуманистические принципы.

Под гуманизмом в первую очередь система образования и воспитания понимает человечность людей, каждого отдельно взятого человека, любовь и терпеливое отношение к людям, уважение к другой личности. Говоря более общими словами, под гуманизмом понимается система ценностей, в основе которых лежит признание человека, как наивысшей ценности в обществе.

Подобное толкование гуманизма придает ему идею общественного идеала. Человек, вступая в такой круг как система образования и воспитания, выступает как самая высокая цель общественного развития, которое обеспечивает все необходимые условия для полной и полноценной реализации его потенциалов, а также достижения органичности в духовной, социальной и экономической сферах жизни. То есть, по принципам гуманизма, конечная цель. которую ставит система образования и воспитания – создание возможностей для каждого человека для становления полноценного субъекта общественности, а также общение и познание. То есть, человек должен стать свободным и самостоятельным существом, который понимает и готов нести ответственность за все происходящее вокруг него в мире.

Содержательная сторона в данном случае означает проявление гуманистических принципов и общечеловеческих ценностей, то есть таковых, которые имеют значение не только для узкого круга людей, но для всего человечества в целом. В определенной степени они присутствуют во всех общностях и социальных группах, в каждом народе, хотя и могут иметь различную степень проявления. Степень выраженности в данном случае может зависеть от исторических и культурных особенностей развития, от традиций и религиозности, от типа цивилизации.

Также к общечеловеческим ценностям можно отнести те, которые не имеют социальной или исторической локальности и имеют абсолютный характер. Их еще называют вечными ценностями. Люди, которые глубоко верят в религию, осмысливая эти ценности с религиозной точки зрения, считают, что они наделены божественностью и имеют природное божественное происхождение. Та же категория людей, которая не склонна к верованию в религию, склоняется к тому, что общечеловеческие ценности, которые реализует система образования и воспитания – это результат многовекового опыта и стремлений человечества.

Имея различный подход к источникам возникновения и гарантам подобных ценностей, обе категории людей (верующие и неверующие) все же осознают постоянный характер общечеловеческих ценностей. Именно поэтому они являются идеалом и образцом поведения для множества людей.

К примеру, любовь к Родине. Система образования и воспитания прекрасно вписывает ее в идеи ценностей гуманистических, однако, это не означает, что общечеловеческие ценности должны трактоваться как космополитические. Они имеют свою особую выраженность у каждого народа, и она зависит от культурно-исторических особенностей развития того или иного народа или страны. Поэтому можно говорить о том, что любые общечеловеческие ценности находят свое выражение через конкретное проявление. Каждый конкретно взятый человек – это гражданин конкретного государства, представитель конкретной народности и нации. И любое общечеловеческое начало находит свое проявление в определенных конкретных социальных проявлениях, которые дает система образования и воспитания. Поэтому общечеловеческие принципы, которые диктует система образования и воспитания, не противоречат, а наоборот, предполагают воспитание конкретного гражданина как патриота свое Родины. Отсюда и вывод, что гуманизм предполагает наличие патриотизма, проявления любви к своей Родине, а также уважение традиций и законов в своей стране.

Гуманизм также предполагает признание определенной личностью в качестве ценности все остальные личности, а также проявление любви к ним. Ведь изначально термин «гуманизм» отождествлялся с термином «человеколюбие». Именно поэтому гуманизм предполагает стремление к коллективизму и общности, а также взаимоподдержку между людьми. В общественном сознании народа это качество гуманизма получило необычайный сильный импульс к развитию. Ведь в русской философии, система образования и воспитания дала такой результат - одной из основополагающих идей является идея соборности.

В нашем государстве изначально основной целью учебного и воспитательного процесса считается подготовка специалистов высокого класса, который будет способен с максимальной эффективностью работать на благо государства. Гуманизм в воспитательном процессе требует ставить во главу воспитательного процесса сознание личностью предпосылок для полноценной самореализации личности.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей