Меню
  • Воспитание малышей и дошкольников.
  • Воспитание на прогулке.
  • Физическое воспитание.
  • Методика физического воспитания.
  • Воспитание гуманитарных чувств.
  • Занятие на прогулке.
  • Малыши и дошкольники.
  • Нравственное воспитание в детском саду.
  • Ознакомление с социальной действительностью.
  • Эстетическое воспитание в детском саду.
  • Ролевые развивающие игры
  • Сенсорное развитие детей
  • Воспитание экологической культуры
  • Ошибки родителей
  • Прогулки в детском садике
  • Дети до трех лет
  • Воспитание родителей
  • Архив статей

проблемы обучения и воспитания

проблемы обучения и воспитанияЗа последние несколько лет, по наблюдениям специалистов, увеличилось количество детей, страдающих сложными нарушениями развития. Причиной этого, несомненно, являются факторы среды и генетических отклонений, неблагоприятно влияющие на развитие ребенка. К сегодняшнему дню диагностика нарушений стала и более точной, и более дифференцированной. Произошло это благодаря росту квалификации врачей, развитию специализированной помощи и широкой информированности и грамотности населения. Если раньше ребенку ставился диагноз глубокой умственной отсталости, и он помещался в специализированное учреждение, то теперь возможно проявление сложной структуры дефекта, что дает возможность лечить такого ребенка в домашних условиях и корректировать его развитие с психолого-педагогической точки зрения. К счастью, общество стало признавать необходимость не только социальной поддержки, но и обучения и социальной адаптации детей со сложными формами нарушения развития. А значит, специалистам надо вырабатывать новую систему работы с такими детьми.

Сегодня многие дети с комплексными (сложными) нарушениями в развитии обучаются в общеобразовательных школах. Большинство из них, конечно, не справляется с темпами подачи и усвоения учебного материала традиционных корректирующих программ обучения и воспитания, а потому практически социально не адаптируется. Им нужен особый подход к образовательному процессу, работа с ними должна соизмеряться с их возможностями как по содержанию, так и по методам работы.

В России начались создаваться классы и группы для детей с комплексными нарушениями развития. Педагоги столкнулись с трудностями в воспитании и обучении этих детей, потому что на сегодняшний день достаточно хорошее программно-методическое обеспечение существует лишь для обучения слабослышащих детей, для которых нарушения в развитии уже последствия нарушения слуха. Этим детям характерна первичная задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, механизмов речи в мозге, снижение зрительного восприятия.

Работа с детьми со сложной структурой дефекта дает педагогу бесценный опыт, поскольку программ, утвержденных на официальном уровне, не существует. Единственное, что предлагается государственной системой коррекционного образования – это программа для детей-имбицилов, которую для работы можно использовать лишь частично. Методики, включенные в эту программу, примитивны, малоэффективны и совсем не ориентированы на приоритеты, которые стоят перед такими детьми и их родителями.

Опыт показывает, что большое значение имеет психолого-педагогическая помощь. Необходимо внедрять в практику уже существующие методы, которые нацелены не только на получение определенных знаний, но и на способность эти знания применять на доступном для этих детей уровне, что немаловажно для их последующей социализации. Это поможет, если не в целом, то хотя бы частично, решить проблемы их поведения, провести их адаптацию в повседневной жизни, жизни в социуме.

Ниже мы попытаемся привести в некую систему различные методики и коррекционные подходы и принять решение о выборе оптимального варианта для практической работы определенного учителя в реально существующем классе.

1. Проблемы воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта, перечень коррекционных подходов, рассматриваемых в работах отечественных и зарубежных педагогов.

Практические разработки в области коррекционного воспитания и обучения детей со сложной структурой дефекта основываются на теоретических, методологических и методических подходах, которые разработаны дефектологами за все прошедшие года для обучения слепоглухих детей, потому что только в этой области были получены значимые и признанные мировым медицинским сообществом результаты. Знаковыми личностями являются Соколянский И.А., Мещеряков А.И., Скороходова О.И. и др. Сложности воспитания и обучения детей со многими другими диагнозами комплексных нарушений ставят цель разработать такие теоретические и методологические основы помощи детям, имеющим сложную структуру дефекта, которые заложили бы государственную систему специального образования. Эта система должна получить толчок в воем развитии, выйти на новый этап.

В экспериментальные группы вошли дети дошкольного возраста слабослышащие со сложным нарушением и неслышащие, воспитанники подготовительных групп и ученики начальных классов, у которых наблюдается задержка психического развития, нарушение зрения, детский церебральный паралич, а также подростки неслышащие с прогрессирующим ухудшением зрения. Были сформированы группы детей глубоко умственно отсталых с наличием сенсорных и двигательных нарушений и люди, страдающие от тяжких последствий детского раннего аутизма.

Основным направлением исследований являлось изучение различных групп детей со сложным нарушением с клинической и психолого-педагогической точки зрения. В результате были уточнены особенности развития таких детей и описаны условия, при которых обучение будет наиболее эффективным. Выявлен сложный характер нарушений у глубоко умственно отсталых детей и обозначены проблемы, которые необходимо решать при дальнейшем их клиническом и психолого-педагогическом изучении. В результате были разработаны и проверены экспериментальным путем несколько форм организации процесса обучения детей со сложными нарушениями развития (автор Александрова Н.А.). Более глубоко было проведено исследование проблем обучения неслышащих детей и подростков сложными множественными аномалиями в развитии, которые учатся в школе. В группе детей со синдромом Ушера, передающимся по наследству (глухота и прогрессирующее ухудшение зрения), проводились исследования по вопросу особенности принятия или непринятия с психологической точки зрения меняющегося состояния ребенка его родителями. В результате получена ценная информация, которая описывает основные периоды процесса принятия родителями меняющегося состояния ребенка. Саломатиной И.В. рассматривался ряд проблем при контакте глухого ребенка, теряющего зрение, с родителями, другими членами семьи, чужими людьми. В результате намечены пути решения наиболее часто встречающихся проблем.

Воспитание малышей и дошкольников
Воспитание гуманитарных чувств
Сенсорное развитие детей
Воспитание на прогулке
Физическое воспитание
Ролевые развивающие игры
Ошибки родителей
Дети до тех лет
Методика физического воспитания
Занятие на прогулке
Воспитание экологической культуры
Малыши и дошкольники
Нравственное воспитание в детском саду
Прогулки в детском садике
Архив статей
Ознакомление с социальной действительностью
Эстетическое воспитание в детском саду
Воспитание родителей
Воспитание детей